Светлана Рафикова
Интеграция образовательных областей с исследовательской деятельностью в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей с исследовательской деятельностью в подготовительной к школе группе
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу. И не случайно, в данном документе познавательно – исследовательская деятельность выделена, как единица детских видов деятельности, наряду с игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, в ходе которых предлагается осуществлять образовательную деятельность.
Публикация «Интеграция образовательных областей с исследовательской деятельностью в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Работа на практике показала, что сама познавательно - исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности, в рамках реализации проектов, она хорошо интегрируется со всеми видами деятельности, а значит, со всеми областями.
Показать это хочу на примере нашего проекта «Москва - Кремль»
Образовательная деятельность осуществляется :
1. В процессе организации различных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
В проект по кирпичу включаем такие образовательные области как : «Познание», ведь наблюдение – непременная составная часть любого исследования. Не требует особого доказательства и связь исследования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать.
– развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата исследования и наоборот, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности – область «Художественное творчество» рассматривание иллюстраций, фотографий, рисование, создание коллективных работ.
О/о «музыка» - слушание, определение на слух звучания различных инструментов, разучивание песен.
«Социализация» - расширяем представление о труде людей: рабочих, строителей; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям этого великого строения.
«Чтение художественной литературы» - чтение произведений о Москве, использование справочной литературы – знакомство с историей создания Кремля.
Нам удалось провести не только интеграцию образовательных областей в познавательно – исследовательскую деятельность, но и внедрить исследовательскую деятельность в реализацию задач самих образовательных областей. Так, задачи поисковой деятельности успешно решаются во время непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию – исследование свойств предметов, измерения, взвешивание и т. д. ;
С областью «Труд» - без выполнения трудовых действий исследование не бывает. Изготовление глиняных поделок, проверка на прочность.
Связь с областью «Коммуникация» прослеживается в том, что умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Обучение детей правилам безопасности во время проведения исследований – решение задач области «Безопасность». Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, а т. ж. при работе с сыпучими материалами при замешивании, сушке глиняных изделий.
2. В ходе режимных моментов;
На прогулке закрепляем свойства песка, глины и камня; придумали подвижную игру
«Песок, глина, камень» Превращаемся в песок. Песок сыпучий, каждая песчинка отдельно и мы с вами будем бегать врассыпную. (Дети бегают врассыпную.)
А сейчас мы превратимся в глину. Глина вязкая, тяжелая, плотная.
Возьмемся за руки. (Дети беремся за руки.)
Теперь мы будем камнем. Камень твердый, тяжелый, поэтому мы крепко прижмемся друг к другу. (Дети крепко прижимаются друг к другу.)
Для успешного решения задач познавательно-исследовательской деятельности мы активно используем и образовательный потенциал режимных моментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : во время приёма пищи – изучение вкусовых качеств, при умывании – изучение свойств воды и т. д.
3. В самостоятельной деятельности детей;
Нами успешно решается вопрос учета принципа интеграции, что является одним из требований ФГТ.
Одним из результатов целенаправленной работы по организации познавательно-исследовательской деятельности является интеграция данного вида в самостоятельную деятельность детей. Через поисковую деятельность решается задача развития свободной творческой личности ребенка.
Показателями успешной интеграции в самостоятельную деятельность детей считаем :
- в старшем дошкольном возрасте - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно; формирование умения самостоятельно применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи; развитие желания пользоваться специальной терминологией в процессе самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
4. В процессе взаимодействия с семьями детей.
Родители вместе с детьми собирали информацию о Москве, Кремле;
приглашали родителя рассказать о работе каменщика.
Организовывали выставки книг и фотоматериала о Кремле; выставку «Глиняные игрушки»
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование.
Когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции. Повышенный познавательный интерес стимулирует речевую инициативу, что в сою очередь подкрепляется умением задавать вопросы. А потому мы стараемся развивать у детей навык построения разных моделей вопросительного высказывания. Для этого в жизнь группы вводим игры, стимулирующие вопросительную активность ребенка («Спроси – мы ответим», «У кого больше вопросов?», «Почемучки», «Да-нет-ка», викторины). Так как у нас речевая группа, большое внимание мы уделяем и речевой работе во время экспериментальной, опытнической деятельности, что помогает обогащению, активизации и актуализации словаря. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Изучение познавательно-исследовательской деятельности как целостного образования личности нам позволили выявить интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида деятельности :
- во-первых, наши дети стали любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью;
- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – то, что регулирует и развивает исследовательскую деятельность; развивается интегративное качество : способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Таким образом, интеграция познавательно – исследовательской деятельности в образовательном процессе нашей группы положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей к обучению в школе, согласно ФГТ.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
2. Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2003.
3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004г.
4. Сажина С. Д. Технология интегрированных занятий в ДОУ : Методическое пособие М, 2008
5. Павленко И. Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников Упр. ДОУ 2005г. №5
6. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности д/с от А до Я 2004г.