Наталья Пильщикова
«Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
В феврале 2014 года я проходила курсы при институте повышения квалификации профессионального мастерства по теме "Научно - методические основы организации компетентностного образования детей 6- 7 лет в условиях 12- летнего образования ". Итогом прохождения курсов было представление презентации. Моя тема была "Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте". Материал искала в интернете, в печатных изданиях, из опыта работы моих коллег. Фотоматериал "Практическая деятельность детей" представлена моей коллегой Дей Т. В. Предлагаю свою презентацию вашему вниманию, может быть кому - нибудь будет эта информация интересна и полезна для работы. Спасибо за внимание!
Публикация «„Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Актуальность:
для успешного овладения дошкольниками основ грамоты и письма необходимо использование таких технологий, которые помогут им осознать языковую действительность (звук, слово, научиться читать, сохранить и укрепить здоровье.
Цель проекта:
• овладение методикой М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» и творческое её применение.
• овладение методикой В. Базарного и использование в образовательно-воспитательном процессе.
Задачи:
• Овладеть методиками М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» и здоровьесберегающими технологиями В. Базарного и апробировать их в своей педагогической деятельности.
• Создать копилку дидактических игр по обучению грамоте в образах и движениях, используя интерактивные технологии.
Гипотеза:
если в процессе обучения грамоте и письму применять методику М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» : словесные и изобразительные образы, сказочные сюжеты, сказочную мотивацию, образное движение (мимические и подвижные игры) и элементы здоровьесберегающей технологии В. Базарного, то это будет способствовать развитию коммуникативно – языковой компетентности дошкольника и создание оптимальных условий для сохранения и укрепления его здоровья.
Аромштам Марина Семеновна родилась в Москве 20 марта 1960 года. В 1981 г. закончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МПГУ) с присвоением квалификации "учитель начальных классов". В 1983 году закончила курсы повышения квалификации по программе Б. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Педагогический стаж 19 лет. С 1989 по 2001 год работала учителем экспериментального класса в Центре образования #109 г. Москвы. Финалист Московского конкурса "Учитель года" 1997 года, специальный призер "Учительской газеты" по итогам финала конкурса. В 2000 г. получила нагрудный знак "Почетный работник общего образования". В 2002 году стала лауреатом конкурса "Грант Москвы" в области гуманитарных наук.
В 2004 году присвоено звание "кандидат педагогических наук". Печататься начала с 1996 года. В 1997 -1998 г. г. редактировала журнал "Обруч". Обладатель премии "Серебряное перо" по итогам конкурса авторов "Учительской газеты" 1999 года за статьи по проблемам педагогической реальности. С 2000 года - главный редактор газеты "Дошкольное образование" Издательского дома "Первое сентября". Публикации в газетах: "Вести образования", "Детский сад со всех сторон", "Дошкольное образование", "Известия", "Новая газета", "Первое сентября", "Управление школой", "Учительская газета", "Школьный психолог"; в журналах: "Город женщин", "Искусство в школе", "Крестьянка", "Мой маленький", "Обруч", "Огонек", "Педология ХХI век", "Перемены", "Психология ХХI век", "Русский журнал", "Улица Сезам", "Церковный вестник", "Psychologies". С 2006 года - колумнист журнала "Мой маленький" Издательского дома Родионова. Книги по педагогике и методике обучения : "Ребенок и взрослый в педагогике переживания" (Linka-press : 1998); "Дом, в котором живет малыш" ( Академия развития: 2000); "Азбучные сказки. Методика образного обучения грамоте" ( Энас: 2003, "Приключения Ластика и Скрепочки в стране Геометрии" ( Энас: 2003); серия рабочих тетрадей из цикла "Орфографические сказки" для учащихся начальных классов (Академия развития, 2005, серия книжек-малышек для обучения чтению детей дошкольного возраста (Академия развития, 2006). С 2000 по 2007 г. являлась экспертом Института проблем образовательной политики "Эвирка", курировала инновационные проекты дошкольных учреждений и учреждений для детей-сирот. Выступала в качестве эксперта по проблемам поддержки сирот по приглашению благотворительного фонда "Виктория". Участвовала в организации акции помощи детским домам "Собери первоклассника в школу" совместно с журналом "Город женщин" и "Новой газетой", в акциях по поддержке детского чтения совместно с Литературным центром В. Берестова РГДБ и сбору книг для библиотек горных школ Чечни как волонтер общественной организации "Гражданское содействие". В 2007 году стала автором литературного журнала детских писателей "Кукумбер" : рассказ "Первая учительница", фрагменты повести "Мохнатый ребенок" ("Кактус с глазами", "Мухтар ко мне", "Крыса"). В 2008 году стала лауреатом Большой премии конкурса "Заветная мечта" на лучшее произведение для детей среднего и старшего дошкольного возраста (роман "Когда отдыхают ангелы").
Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, с. Юрковцы, Талаевский район, Сумская область, УССР, СССР) — российский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный профессор и член Международной академии общественных наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации, член Высшего Координационного Совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» и Центрального Совета общероссийского движения «Образование – для всех». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей. Более 30 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.
Ожидаемый результат:
дошкольники овладевают
• коммуникативно- языковой компетентностью
• элементарными навыками чтения
• основами здоровьесбережения
Результаты педагогической деятельности:
Дети знают:
буквы русского алфавита, правила письма предложений,
схематичное изображение звуков, слов, предложений
Дети умеют:
различать звуки на слух, четко произносить звуки,
дифференцировать понятия «звук» и «буква»,
проводить звуко - буквенный анализ слов,
преобразовывать слоги и слова,
составлять схему предложения, читать слоги, слова, предложения,
тексты, отвечать на вопросы о прочитанном
Дети понимают:
термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
смысл прочитанного текста
Основные методы образного преподавания:
- словесные и изобразительные образы
- сказочные сюжеты
- сказочная мотивация
- образные движения
Этапы работы по формированию образов и движений
• Выделение в словах звуков на слух
• Условные обозначения звуков с помощью движения рук
• Условные обозначения звуков с помощью фишек определенных цветов
• Замена звука – буквой – демонстрация буквы
• Подбор зрительного образа к букве детьми
• Сопоставление печатной буквы с графическим образом – педагогом
• Описание графического образа буквы в стихах
• Анализ буквы
• Конструирование и реконструирование букв
• Знакомство с объемным вариантом букв
• Развитие тактильного восприятия буквы
• Автоматизация образа буквы
• Знакомство с траекторией движений при написании буквы
• Автоматизация звукобуквенных связей (пантомима «Живая буква», «Изобрази с помощью пальцев», «Найди по образцу», «Найди букву, которую назову», «Назови, какую букву я нарисовал на спине», «Найди букву (среди цифр, математических знаков, другого алфавита, нот и т. д., узнавание букв разного шрифта, в различных сюжетных изображениях, изображенными пунктиром, по разному расположенными в пространстве, спрятанных внутри изображения предметов, недописанные буквы, узнавание правильно и не правильно написанных букв и т. д.
• Самостоятельное написание буквы
• Слогослияние букв
• Автоматизация слияния слогов.
• Чтение слогов, слов, предложений
Д\и «На что похожа буква?» (на банан, на хамелеона, на изогнувшийся цветок, на месяц)
Д\и «Лепим буквы из пластилина и теста, выкладываем из шнурков, веревочек, пуговиц»
Д\и «Какие буквы спрятались?»
Д\и «От какой буквы деталь?»
Д\и «Повторим»
Д\и «Образы букв в движениях»
Д\и «Нарисуй букву в воздухе головой, носом, рукой, ногой»
Д\и «Прочти слоги по моей установке» .Веди взгляд глазами от левого нижнего угла к центру (ла, от правого верхнего угла к центру (на) и т. д.
Д\и «Кто больше составит слов из слогов?»
Использованная литература:
1. Аромштам М. Обучение грамоте в образах и движениях. – Дошкольное образование. –М, :Издательский дом «1 сентября» № 18-21,24 - 2008
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М. :Просвещение, 1991.
3. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. – М. :Вако, 2008.
4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – Астана,2013.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. : Владос, 1997
6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей - логопедов. – М., 1984
Использование методик «Обучение грамоты в образах и движениях» и здоровьесберегающих техник по В. Базарному в организованно-учебной деятельности и интегрированной формы проведения очень интересна и эффективна, потому что:
• Устойчивый интерес на протяжении всего занятия
• Повышается качество усвоения программы по данному разделу
• Активизация мыслительных процессов каждого ребенка с учетом принципов дифференциации
• Формирование навыков учебной деятельности – умение работать самостоятельно, в подгруппах
• Отсутствие утомляемости, смена деятельности по времени, использование разнообразных видов деятельности, смена поз
• Развивается произвольное внимание, зрительная и ассоциативная память, воображение, наглядно-образное мышление
• Сохраняется и укрепляется здоровье дошкольников
Все перечисленные выше моменты способствуют успешной подготовке и в дальнейшем подготовке к школе.
Использование на занятиях данных методик – даст мощный толчок для овладения сложным умением читать и подготовит его к обучению письму, сохраняя и укрепляя здоровье дошкольников, а педагога побудит к собственным творческим поискам.