Получи документы

Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников

Наталья Денисова
Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников

" Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников"

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные (инновационные) для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. (1)

Публикация «Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. (2)

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много:

• арт - терапевтические технологии;

• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

• современные технологии сенсорного воспитания;

• телесноориентированные техники;

«Су – Джок» – терапия;

• криотерапия;

• информационные технологии.

В своей работе я применяю арт-терапевтические технологии. (3)

«Арт-терапия» - это путь к психологическому здоровью ребенка,

является средством свободного самовыражения.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми : (4)

-способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром,

-развивать взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми.

-научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии(5)

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ;

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;

•кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика) ;

• сказкотерапия;

• куклотератия;

мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия) ;

• смехотерапия;

• ароматерапия;

• цветотерапия (хромотерапия) .

Функции арт-терапии(6)

Катарсическая

очищающая, освобождающая от негативных состояний;

Регулятивная

снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

Коммуникативно-рефлексивная

обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Формы арт-терапии :(7)

Пассивная форма – ребенок прослушивает музыкальные произведения, рассматривает рисунки.

Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества: музыкальные композиции, спонтанные танцы, истории, рисунки.

Смешанная форма – ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества.

Вашему вниманию хотелось бы представить опыт своей работы по коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов: элементов изотерапии. (8)

Выбор обусловлен несколькими факторами:

- освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

- на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере.

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала нетрадиционные приёмы и методы работы с элементами изотерапии, направленные на развитие связной речи.

Например, сюжетное нетрадиционное рисование в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей.

Рисование на определё нный сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учила детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивала речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено.

Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов (речь, мышления, воображение и др.).

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

Техники изотерапии, используемые для развития речи : (9)

техника «кляксография»;

• пальцевая живопись;

• рисование мягкой бумагой;

• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

• рисование на стекле;

• ниткография;

• рисование на манке;

техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;

техника отпечатывания ватой;

техника «оттиск пробками»;

• рисование ладонями.

Сейчас подробнее рассмотрим каждый вид изотерапии.

1 Кляксография – отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. (10)

Кляксография- такой вид рисования, который относится к нетрадиционным техникам. Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное отражение, отрабатывать навыки работы красками и кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

Кляксографию разделяют на:

1. Кляксография обычная

2. Кляксография с трубочкой

3. Кляксография с ниточкой

Работать в этой технике можно начинать с 4-5 лет.

Кляксография обычная. (10)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой или большой кистью и выливает на бумагу. В результате появляются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половинку налить краску, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается (или открывается половинка листа). Изображение рассматривается и определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой. (11)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает её на лист, делая не большое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой. (12)

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает её, затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Материалы: бумага, тушь или гуашь жидко разведенная в мисочке, пластиковая ложечка, х/б нитка средней толщины.

2 Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности. (13)

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

- совершенствовать зрительное восприятие детей

- развивать зрительно-моторную координацию

- формировать плавность, ритмичность и точность движений

- подготавливать руку ребенка к письму

В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его героев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.

На занятиях по обучению грамоте мы выкладываем из ниток и косичек буквы, слова. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала. Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:

• Развитие творческих способностей.

• Развитие мелкой моторики

• Развитие речевой активности.

• Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

• Развитие мышления.

Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Работа ведется в тесном контакте с воспитателем и родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, в группе и дома.

3 Рисование ладонями (14)

4 «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры. (15)

5 Техника рисования листьями - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи. (16)

6 «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. (17)

7 Рисование на манке

Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьёй. (18)

1 способ. Рисование на подносе (для детей раннего возраста). Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

Эти способы более легкие и приемлимые для детей.

3 способ. Рисование подкрашенной манной крупой.

4 способ. Рисование красками по манной крупе.

8. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места). (19)

9. Техника отпечатывания ватой (20)

10. Рисование смятой бумагой

11 Рисование на стекле

Таким образом, использования арт-терапевтических технологий в логопедии дает множество возможностей (21,22)

повышение мотивации к логопедическим занятиям;

организация объективного контроля развития и деятельности детей;

расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

визуализация акустических компонентов речи;

расширение спектра невебральных заданий;

обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления;

формирование планирующей функции мышления и речи;

за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Итог: инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых, психических, психологических трудностей у детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

master-klas_c78ne.pptx | 4957,25 Кб
 
Публикации по теме:

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе Составила: логопед-Лепшокова Анжела Борисовна Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из.

Использование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование психомоторной коррекции в логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речь является важнейшей психической функцией человека. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше.

Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»Консультация «Использование сенсорных ковриков в работе по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ» Развитие сенсомоторных функций у детей с различными речевыми нарушениями дает заметный положительный результат. Тактильные воздействия облегчают.

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников Слайд 1. Уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего семинара я хотела бы коснуться темы «Логоритмика как средство профилактики и коррекции.

Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений Логосказки, как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений. Пояснительная записка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в.

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей 5–6 лет Консультация «Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» В последнее время возрос.

Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольниковСинквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область,.

Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников Эффективные методы и приемы в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Статью подготовила: учитель-логопед первой квалификационной.

Элементы биоэнергопластики как метод в коррекции речевых нарушений «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование арт-терапевтических технологий в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 14:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД