Приложение МААМ

«Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями». Статья

ирина моисеева
«Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями». Статья
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Моисеева Ирина Геннадьевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45» муниципального образования города Братска.

Лестер Браун, директор Вашингтонского института глобальных исследований, сказал: «У нас осталось только двадцать лет на этой планете, чтобы что – то изменить в нашей жизни. Поэтому нам необходимо исследовать свой собственный дом как можно скорее».

Это высказывание подчеркивает важность экологического образования.

Публикация «„Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями“, Статья» размещена в разделах

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. Нет никакой возможности не для кого избежать этой глобальной зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и приятию ответственности, как за свой собственный образ жизни, так и за товоздействие, которое он оказывает на планету. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитывать ее в своих дошколятах.

Экологическое воспитание - это сложный и длительный процесс, конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет.

Несмотря на то, что экологическое образование официально принято как одно из приоритетных направлений природоохранной политики России, так же на то, что, начиная с детского сада, проводится большая работа по развитию форм и методов экологического образования,состояние экологического воспитания и обучения вызывает серьезную озабоченность и тревогу.

Это связано с рядом обстоятельств:

• укоренившимся потребительским отношением к природе в сознании населения;

• бедственным и кризисным состоянием экономики и социально-природной среды;

• ростом экологических правонарушений.

Дошкольное экологическое образование, направлено на формирование первоначальных понятий об отличии живой и неживой природы, элементарных взаимосвязях в природе, развития эмоционального восприятия природы, воспитания гуманных чувств доброты, сострадания ко всему живому и бережного отношения к ним.

Работая углубленно над темой: «Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями», я учитывала возрастные особенности детей и то, что они лучше и быстрее получают знания в игре и успешно решают поставленные задачи. Поставив перед собой цель: сформировать у дошкольников первоначальные представления об объектах живой природы, их элементарных взаимоотношениях; воспитать гуманные чувства доброты, сострадания и бережного отношения ко всему живому,

разработала перспективный план по определенным темам:«Овощи – фрукты», «Комнатные растения», «Животные», «Деревья», «Рыбы», учитывая определенную систему от более простого к сложному. В организованной непосредственно образовательной деятельности, формировала определенный запас экологических знаний,а в дидактических играхзакрепляла и расширяла у детей предложенный материал. В процессе образовательной деятельности использовалось большое количество наглядности: иллюстрации, альбомы, рисунки, а также разновидности игр: дидактических, развивающих с обучающими элементами; настольно-печатные с определенными правилами выполнения и словесные.

При формировании экологического сознания дошкольников так же учитывались и задачи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» :

• Формировать экологический опыт общения с животными и растениями; необходимые для разностороннего развития ребенка.

• Представление о живой природе, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

• Воспитывать радостные переживания от нравственно-положительных поступков.

Основными методами освоения задач являются использование иллюстративно-наглядного материала и дидактических игр. Первые игры, предложенные детям, были:

«Сложи картинку»,

«Назови маму и детенышей».

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природным миром посредством дидактических игр начала с самого доступного и понятного материала, то с чем ребенок часто сталкивается и дома, на огороде и на рынке – это овощи и фрукты. Поставила цель: расширить представление о вкусе, цвете, форме, величине разных овощей и фруктов, при помощи разнообразных анализаторов: (зрительных, вкусовых, тактильных).

В организованных образовательных ситуациях использовала игры :«Кто скорее соберет» (модели-грядка, сад)», далее шло закрепление в таких играх: «Овощи и фрукты» с усложнением, картинки из 4 частей; «В овощном магазине» дети уже самостоятельно описывали овощи; так через игру «Сажают в огороде», дети научились классифицировать предметы (овощи и фрукты) по определенным признакам (по месту произрастания, по способу их применения) и т. д.

Подобная работа была проведена по ознакомлению с деревьями. Здесь решались такие задачи: различать и называть деревья, кустарники по внешнему виду (листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.

При проведении организованной образовательной деятельности использовала дидактические игры : «К дереву беги» - дети смогли легко найти деревья на участке по названию, «С какого дерева листок?» - дети узнавали с какого дерева листок и называли его.

В самостоятельной детской деятельности предлагала дидактические игры

«Собери дерево».

«Какой ствол у дерева».

«Опиши дерево».

«С какого дерева листок»

«Найди листок, покажу», где дети собирали целое из 3 частей, определяли дерево на ощупь, описывали малозаметные отличительные признаки.

При знакомстве детей с животными, ставились следующие задачи: уточнить представление о домашних животных (кролик, кошка, собака) и диких (белка, еж). Расширялось представление о жизни диких животных, их среде обитания, назывании взрослого животного и детеныша.

В организованной образовательной деятельности использовала дидактические игры «Подскажи словечко», «Кто во что одет»- сформировала представление об описании внешнего вида животных.

В самостоятельной детской деятельности предлагала детям такие дидактические игры :

«Узнай, кто это?».

• «Помоги зайчику (лисенку) попасть домой»

«Животные на нашем дворе»

Для описания внешнего вида использовала мнемотаблицы, модели, наглядное панно.

Организуя углубленное знакомство детей с птицами, потравила задачи: расширять представление о многообразии птиц. Уточнить представление о птицах,их образе жизни (на земле,в воздухе,в воде). Установить связь между изменением условий и прилетом птиц, размножении,поведении (стаи, разнообразии гнезда).

В непосредственно образовательной деятельности использовала дидактическую игру «Какой мир вокруг нас». В игре расширяла представление о зимующих птицах: воробей, ворона, синицы, сорока, снегирь, их внешнем виде, питании.

В самостоятельной деятельности детей предлагала такие дидактические игры :

«На птичьем дворе».

«Почему меня назвали птицей?».

«Ласточки и мошки».

«Не сорока, не ворона».

«Птицы на нашем дворе», здесь уже дети самостоятельно распределяли роли и выполняли соответствующие движения.

При знакомстве с комнатными растениями также решались определенные задачи: различать и называть комнатные растения по внешнему виду (листьев, расположению стеблей). Закреплять умение узнавать, называть и сравнивать комнатные растения (поверхность листьев, их количество, расположение).

В образовательной ситуации использовала дидактическую игру «Опиши и отгадай» - совершенствовала умение детей находить комнатные растения по описанию внешнего вида, выделяя характерные признаки; строение листьев, стеблей, цвет, форма.

В самостоятельной деятельности детей использовала игры :

«Что изменилось»,

«Загадай, мы отгадаем»,

«В магазине растений», здесь использовались загадки.

Подобная работа проводилась по каждому разделу; например,«Рыбы». Цель: дать представление о рыбах (потребность в пище, тепле, установлении простейших связей, экосистема, узнаватьновую рыбку; устанавливатьсвязи между формами тела и движений.

В НОД использовала дидактическую игру «Почему они такие» развивала умение выделять экосистему: вода, давала представление об особенностях: что помогает ей плавать (строение).

В самостоятельной деятельности использовала игры :

«Ручейки и озера».

«Чем похожи и чем отличаются».

«Рамки – вкладыши».

В этих играх дети изображали обитателей озер, ручьев, находили свою среду обитания, изучали схемы, подбирали трафареты.

Отдельно, в завершении по данному разделу, проходило знакомство по теме, экосистема: вода. Целью было: сформировать представление о значении воды в нашей жизни. Углубить знание об особенностях водоемов на примере рек. Расширять знания о природных явлениях (снег, дождь, иней и т. д.)

В НОД по теме «Вода вокруг нас» использовала специальную комплексно - тематическую методику – обращала внимание детей на значение воды в нашей жизне, показывала, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.

В самостоятельной деятельности рассматривали иллюстрации,проводились опыты, использовала художественное слово, конструктивные способности детей.

При работе над темой «Цикличность роста и развития» уточнялись представления о биологических процессах в природе на примерах размножения животных и растений (посадка растений и длительное наблюдение за их ростом и развитием в сравнении с аналогией жизни животных).

В НОД первые представления давались через дидактическую игру «Откуда хлеб пришел» - расширялись знания о зерновых культурах: пшеница, рожь.

В самостоятельной деятельности использовала игры :

«Назови растение, по показанному зерну»

«Давайте, назовем кашу»

«Раньше – позже»

Здесь дети рассматривали картинки, составляли рассказы.

Заключительной темой в ознакомлении детей с природным миром стала «Особенность природы» - цель: формировать представление о пищи живого существа : животного, птицы, человека; о вреде, который могут принести животные природе.

В самостоятельной деятельности использовала игры :

«Съедобное - несъедобное»,

«Козы, кыш от берез»,

«У медведя во бору»

-здесь дети познакомились с таблицами благоприятных условий, изготавливали приманки в игровой ситуации: давались знания правил поведения в природе.

Большое внимание уделяла настольно – печатным играм:

«Маленький садовод».

«Полное лукошко» :

• Овощное домино «Собери корзинку»

• Домино «Ягода»

• Домино «Животные»

• Домино «Цветы»

• Домино «Насекомые»

• Лото «Животные»

• Лото «Птицы»

«Зоопарк»

«Подводный мир»

«Морские обитатели»глиняные фигурки.

• Развивающая игра «Четвертый лишний»

Вся работа в младшей и средней группе была построена так, чтобы решались задачи всестороннего развития детей, что предлагает единство нравственного, умственного, эстетического, физического, трудового воспитания.

Таким образом, были решены общие задачи:

• умение выделять признаки отдельных растений и животных, доступных сенсорному анализу: цвет, размер, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида,

• определять вкусовые качества плодов огородных и садовых растений,

• получить конкретные представления о признаках живых организмах у отдельных представителей растений и животных (тех. у которых эти признаки наиболее ярко выражены) : ест – что, чем, как; движется – как, при помощи чего; дышит – чем,

• закрепили назначение основных органов и частей растений, животных, хорошо знакомых детям ( например: корень у растений всасывает воду из земли и служит опорой растению, стебель проводит воду, пищу к другим частям растений и держит их, листьями растение дышит, улавливает свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена - детки этого растения).

Уровень знаний значительно повысился: дети стали намного уверенней, больше проявляют самостоятельность в общении с миром природы.

При взаимодействии с семьями воспитанников была поставлена задача – заинтересовать родителей данной проблемой в связи с чем провела родительское собрание, которое позволило дать конкретное представление насколько разбираются в экологических проблемах родители; опираясь на полученные данные, спланировала работу с родителями. Были организованы

1. Консультации:

«Растительный материал в изготовлении картин»,

«Аквариум дома»,

«Уход за комнатными растениями».

2. Использование художественной литературы в семье, подборка также была предложена на родительском собрании.

3. Были проведены беседы:

«Поклонись ягодке»;

«Пусть цветут травы»;

«Не причиняй вред природе»;

«Почему ребенок равнодушен к животным».

• «Почему ребенок проявляет жестокость по отношению к животным»

• Предложила, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.

• Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице

• Предложила постоянно читать книги Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.

Для родителей собрала и сделала выставку методической литературы, используемой по проведению дидактической игры в ознакомлении с животными и растениями. Собрана библиотека – передвижка художественной литературы о животных и растениях, птицах и т. д. Родители имели возможность взять домой книги и прочитать детям. Картотека – передвижка «Знакомим» позволила родителям закрепить ранее заученные стихи, загадки в домашних условиях.

Проведено устное анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», проанализировав ее я узнала, что родители с любовью относятся к природе, животным, птицам и поддерживают работу детского сада по экологическому воспитанию, закрепляют полученные знания в домашних условиях.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека который будет жить в XXI веке.

Чувство природы является основой экологического и эстетического – сознания человека. Для этого необходимо детей не только просвещать, но и знакомить с тем, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Нужно обговаривать различные экологические ситуации, которые предлагалось рассмотреть дома и обсудить их. Например: на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их…

В итоге вместе с родителями сделали вывод: показателями экологической образованности и воспитанности является не только знание и поведении ребенка в природе, но его участие в улучшении окружения своей местности.

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями». Статья
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 09:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с животными и растениями». Статья» (включая файлы) размещена пользователем ирина моисеева (УИ 77708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД