Папки-передвижки

Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками

Ирина Жаворонкова
Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками.

Организация развивающей среды в детском саду дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому необходимо обогатить среду игровыми средствами так, чтобы они стимулировали познавательную, эмоциональную, творческую, двигательную активность.

Публикация «Использование головоломки „Танграм“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Танграм – семь дощечек мастерства - известная головоломка пришедшая к нам из Древнего Китая. Суть игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой, обозначенной контуром фигуры. Это могут быть разнообразные силуэты: люди, животные, транспорт, предметы быта и многое другое. Танграм можно купить, а можно сделать с детьми из подручного материала быстро и недорого. Для изготовления танграма подберите подходящий материал: картон, фетр, пластик, вырежьте квадрат удобного размера, разделите по шаблону на 7 фигур: 5 треугольников, 1 квадрат и 1 параллелограмм. Покорив логические умы танграм породил массу мифов и легенд о своем происхождении.

Легенда 1

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда 2

три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда 3 - семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома».Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

Первое печатное упоминание о «Танграме» встречается в китайской книге, изданной в 1813 году, игра называлась «Ши – Чао – Тю». Появление «Танграма» на западе относят к началу 19 столетия, где она получила название «Танграм».

Актуальность: необходимость повышения уровня сформированности предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста, т. е. способность применять все приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Цель: активизация коммуникативной, познавательной, творческой и физической активности детей; формирование предпосылок развития функциональной грамотности, учебной и умственной деятельности. Цель использования «Танграм» - активизация мыслительных процессов работы, его памяти совершенствования операций анализа и синтеза, сравнение и классификация, обобщение и экстраполяция.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику и конструктивные способности детей на примере выкладывания контурных изображений из комплекта геометрических фигур «Танграм»;

2. Учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности;

3. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

4. Развивать поисково-познавательную деятельность детей путем создания мультипликационного фильма;

5. Совершенствовать двигательные навыки в нестандартных игровых ситуациях;

6. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Игра «Танграм» доступна детям с 3 – 4 летнего возраста.

1. Знакомим детей с деталями головоломки : уточняем их названия, свойства и особенности. Затем группируем по форме, сравниваем по размеру, находим отличия.

2. Складываем из 2-3 геометрических фигур простые изображения: домики, елочку, бантик, конфетку.

3. Воспитатель складывает любое изображение и изучает с детьми из каких фигур оно построено. Домик – квадрат + треугольник.

Детям 4 - 5 лет уровень сложности заданий головоломки повышается.

Необходимо собрать фигуру по схеме с очертанными контурами элементов из которых состоит фигура. Размеры деталей танграма совпадают с элементами схемы. В данном задании ребенок, рассматривая очертания элементов схемы, должен найти нужную деталь и расположить сверху.

В 5-6 лет ребенку предлагаются схемы фигур с очерченными контурами элементов, но отличными по размерам от деталей танграм и предлагается выложить фигуру не поверх схемы, а рядом со схемой образцом. При этом важно обратить внимание на соблюдение правил игры в танграм :

- собранные фигуры включают в себя 7 элементов танграма,

- детали соприкасаются не перекрывая друг друга.

В 6 – 7 лет детям предлагается более сложный вариант:

1. Собрать схему фигуры с очертанным контуром, где нет контура элементов, из которых состоит фигура. При этом ребенок должен сделать зрительный анализ образца, определить элементы схемы, найти соответствующие детали головоломки и расположить их соответствующим образом.

2. Составить фигуры без опоры на схему, т. е. по устному заданию или по собственному замыслу, Ребенку предлагаются начертить на бумаге контурную или силуэтную схему придуманной фигуры.

3. Ребенку предлагается собрать фигуры с применением 2 – ух наборов тангарама.

Для художественно-эстетического развития детей используем детали танграма для складывания мозаики на разнообразные темы:

- узоры;

- сюжетные картинки:

- природа

- города

- сказки

С детьми старшего дошкольного возраста мы делали аппликацию на тему «Город будущего глазами детей», узоры.

Задания могут выполняться индивидуально, по подгруппам, фронтально и в свободной игровой деятельности. Можно устраивать командные соревнования или соревнования между игроками. Из геометрических фигур можно сделать дидактическую игру:

- Кто лишний?

- какой фигуры не хватает?

- из набора схем фигур найти парные схемы. Деталей игры танграм можно использовать для создания сюжетных героев по схеме и показать интересную сказку занимательную передачу «В мире животных» и многое другое.

В результате упражнений и заданий в игре танграм, ребенок учится анализировать изображение, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и составлять из элементов заданную фигуру, как геометрическую, так и жанровую.

Развивающий потенциал игровых средств и пособий зависит от качества их показателей, чем объемнее количество заданий с их использованием, тем выше их развивающий потенциал. Чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности детей.

Рассмотрим развивающий потенциал игры «Танграм» :

1-й показатель – чем больше количество заданий с использованием игрушки, тем выше развивающий потенциал;

Мы знаем, что игра «Танграм» состоит из 7 геометрических фигур, т. е. ребенок, взаимодействуя с данными фигурами, выполняет с ними различные игровые действия, применяя различные способы их складывания для получения заданной фигуры (геометрической или жанровой)

2-й показатель – чем больше число ступеней сложности, чем выше сложность этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал игровых пособий.

Игра «Танграм» доступна детям с 3- летнего возраста, они складывают самые простые фигуры, которые состоят из 2,3, 4 – танов (домик, ёлочка). С возрастом задания усложняются и становятся объемнее, т. е. в данной игре можно применить принцип от простого к сложному, при этом учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

3 Открытость – чем больше новых заданий придумано на основе использования игрушки, тем выше их развивающий потенциал.

Игра «Танграм» стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждая придумывать разнообразные новые задания. Можно наложить фигуры на схему, сложить фигуры по схеме, по контуру, придумать самостоятельно.

4 Универсальность – применение игровых средств в предметной среде для нескольких программных направлений, т. е. игру танграм можно применить на занятиях по ФЭМП – знакомство с геометрическими фигурами: назвать, сосчитать, показать, сравнить, при этом у ребенка формируется также речевое развитие – описать фигуру, разучить художественное произведение, сказку, художественно – эстетическое развитие – цветовая гамма, аппликация.

5 Автодидактичность – свойство игрового средства, указывающее ребенку на его ошибки, при выполнении того или иного игрового задания. В игре «Танграм» ребенок смотрит на схему, сравнивает находит свои ошибки и сам их исправляет, т. е. через собственные действия и ошибки находит поиск правильного решения задачи.

Определяя перечисленные качества игры «Танграм», можно сделать вывод, что развивающий потенциал игры достаточно высок, поэтому данное игровое пособие может быть использовано для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности.

Головоломка «Танграм» – это игра, где педагогика и психология согласованны друг с другом и основаны на стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, обеспечивая тем самым полноценность его развития. Игра «Танграм» позволяет обеспечить нормальные условия для развития психики детей, гибко перестраивать эти условия в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития.

Рассмотрим подробнее базовые процессы протекающие при работе с «Танграмом» :

1. Зрительный гнозис – это способность распознавать объекты с помощью зрительного анализатора.

Человек видит фигуры Танрама и понимает, какой они формы, размера, материала (предметный гнозис) и цвета (цветовой гнозис).

2. Слуховой гнозис – это способность распознавать звуки с помощью слухового анализатора.

На слух можно определить материал, из которых сделаны фигуры, а так же понять инструкцию к заданию.

3. Праксис – это способность совершать произвольные действия с помощью тактильного анализатора.

Человек берет фигуры в руки, может развернуть их и поставить на место, может представить, как можно поставить фигуры (символический праксис) и собрать необходимую фигуру по инструкции (конструктивный праксис). Также может определить форму и материал, из которого изготовлен предмет.

Таким образом, предложив ребенку «Танграм», можно обратить внимание, где возникают трудности, что позволяет спрогнозировать дальнейшее психическое развитие ребенка.

В игре «Танграм» отмечается целостность, обобщенность и системность, взаимосвязь между отдельными направлениями в развитии психики ребенка, форм ее активности, психических свойств и процессов, способностей и мотивов.

Методы обучения в игре «Танграм» построены с учетом основных закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребенка, чувств и волевых процессов, личностной сферы, позволяющие применять наиболее эффективные, максимально способствующие психическому развитию детей.

Игра «Танграм» – педагогическая технология, где воспроизведя технологическую цепочку действий, операций и связи, достигается намеченный результат. Она обладает рядом достоинств: содержательностью, насыщенностью, функциональностью, вариативностью.

Степень достижения поставленных целей, чем точнее достигается поставленная цель, тем лучше результативность.

Игра танграм :

1. Улучшает когнитивные навыки - навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию из окружающего мира:

- внимание,

- пространственное мышление,

- память,

- речь,

- когнитивную гибкость – выход из заданной ситуации,

- возможность логически рассуждать, повышается скорость и обработка информации, слуховые и визуальные восприятия.

2. улучшает мелкую моторику и координацию, что способствует улучшению работы мозга и формированию когнитивных навыков

3. развивает волевую сферу: умение действовать по правилам, концентрироваться на деталях.

4. формирует логическое и абстрактное мышление.

5. повышает творческую активность.

При многократном использовании пособия танграм отмечается возрастание степени активности и рассудительности детей в самостоятельной деятельности с применением максимума усилий для достижения запланированного результата.

Таким образом, мы пришли к выводу, что данная головоломка способствует развитию компетенций, определяющих функциональную грамотность:

• Коммуникативность – навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

• Креативность – способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение;

• Критическое мышление – решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

• Координация – лидерство, работа в команде, сотрудничество.

Из этого следует сделать вывод, что поставленная перед нами цель достигнута максимально, следовательно игра танграм не только занимательна, а в ней заложен высокий развивающий потенциал, который и определяет ее абсолютную результативность.

Головоломка танграм не только игра, это инновационная составляющая нашего современного мира. Особую актуальность приобретает использование дизайнерами элементов головоломки танграм.

1. В качестве мебели.

Есть столы-танграмы, трансформируемая мягкая мебель, корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания человека. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок.

Интересен опыт дизайнера Даниэль Лаго, придумавшего книжные полки «Tangram» в виде танцующих человечков. При этом он дает возможность пользователям самостоятельно придумывать композицию. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

2. В современных конструкциях зданий.

В подобных зданиях располагаются различные жилые объекты, офисы и т. д.

Одним из инновационных проектов является проект города на воде, защищенного от землетрясений, который создали в дизайнерском бюро «Танграм 3ДС» после сокрушительных землетрясений в Чили и на Гаити. Этому городу не страшны такие стихийные бедствия, при этом он защищен волнорезами от океанских волн и на его территории может произрастать достаточное для обеспечения жителей количество пищи.

3. В дизайне.

Наверное, наиболее распространённая сфера применения танграма в повседневной жизни. Дизайнерские идеи действительно бесконечны и порой поражают своей новизной и красотой! Например, танграм может быть задействован в ландшафтном дизайне, в дизайне украшений и т. д.

Свое выступление я хочу закончить словами американского математика – любителя М. Гарднера (1914 – 2010) : «Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьмиИспользование головоломки «Танграм» в логопедической работе с детьми Умение правильно ориентироваться в окружающем пространстве важно для развития ребенка. Упражнения на пространственное ориентирование считаются.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование технологии «Умный пол» в работе дошкольникамиИспользование технологии «Умный пол» в работе дошкольниками Хочу предложить вашему вниманию относительно новую технологию в дошкольном образовании, - "Умный пол". Такое интересное название данная.

Мастер-класс по изготовлению игры «Танграм» к Международному Дню головоломкиМастер-класс по изготовлению игры «Танграм» к Международному Дню головоломки Танграм- старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника,.

Познавательно-конструктивная деятельность «Комнатные растения» в старшей группе с использованием головоломки «Танграм»Познавательно-конструктивная деятельность «Комнатные растения» в старшей группе с использованием головоломки «Танграм» Тема: «Танграм – комнатные растения» Цель: Создание условий для формирования первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 16:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жаворонкова (УИ 1825410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД