наталья сибогатова
Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей, посредством языковых конструкций (предложений, создаваемых на основе определённых правил. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
Публикация «Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А. Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Для развития диалогической речи в системе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Игра – это ведущая деятельность дошкольника, в которой ребёнок удовлетворяет свою потребность быть как взрослый, свободно выражать свои желания, воплощать фантазию, общаться со сверстниками. В процессе игры развивается сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. В игре воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый (педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Мотив игры внутри самой игры – это увлечённость процессом. Дети играют, потому что хотят играть.
В дошкольном детстве благодаря игровой деятельности развивается творческое начало, воображение. Игра служит ступенью, подготовительным этапом к художественному творчеству.
Из чего состоит игра?
1. Замещение (предметов, лиц, ситуаций). Главным условием замещения одной игрушки другой является не внешнее сходство, а возможность определённым образом действовать с этим предметом. Замещение свидетельствует о формировании знаковой функции сознания. Это ключ к развитию мышления. Функция замещение возникает в игре и развивается.
2. Воображаемая ситуация. По мнению Выготского Л. С. воображаемая ситуацию можно написать следующим образом, воображаемая ситуация создаёт правило. Ситуация меняется если: 1) если нет возможности договорится между собой; 2) не умение следовать правилам. Суть воображаемой ситуации – это правило.
3. Составляющим является роль. В игровой роли ребёнок берёт на себя обобщённую функцию взрослого человека. Играет по правилам этой роли.
На современном этапе в педагогике, используется несколько видов классификации игр дошкольников. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности :
1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);
2) Игры с правилами (дидактические).
Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении игры. Активность детей имеет инициативный, творческий характер - дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения. Особенность этих игр состоит в том, что в них всегда вводятся правила игрового взаимодействия детей, в результате возникает речевое взаимодействие участников игры – диалог. Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Сюжетно-ролевая игра является исходной, если ребёнок не овладел механизмом сюжетно-ролевой игры, то игры с правилами будут недоступны, так как в них есть выигрыш и поражение. Цель в игре с правилами - выигрыш.
Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод – использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на развитие речи лучше использовать в игровой форме.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты взрослой жизни, общественные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстником и в последующем к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.
Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Среди подвижных игр встречаются игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди», «Краски», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем», «Садовник» и др. Народные игры используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием игр-драматизаций, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.
Список литературы по теме самообразования
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
2. Арушанова А. Г. «Игровые диалоги»
3. Вершина О. М. «Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи»
4. Лямина Г. М. «Воспитание детей в старшей группе детского сада»
5. Лидак Л. В. «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры»
6. Поваляева М. А. «Дидактический материал по логопедии»
7. Рузская А. Г. «Развитие общения дошкольников со сверстниками»
8. Смирнова Е. О. «Влияние игр на развитие воли и произвольности
дошкольников»
9. Селивестров В. И. «Игры в логопедической работе с детьми»
10. Чулкова А. В. «Формирование диалога у дошкольников»
11. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
12. Якубинский, Л. П. «О диалогической речи»