Ольга Нуждина
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ»
Нуждина Ольга Геннадьевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 49»
В свете реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта необходимо в каждом учреждении применять новых технологий, в том числе и ИКТ.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, помогает ему лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Компьютерные технологии расширяют возможности учебной информации, позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.
Основная идея внедрения ИКТ в ДОУ заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
В работе можно использовать несколько направлений применения информационно-коммуникационных технологий :
1. Применение мультимедиа ресурсов (медиапроектора, DVD-проигрывателя, ноутбука) в процессе образовательной деятельности с целью обогащения опыта «созерцания» и «активного» рассматривания, активизации познавательной, игровой и эстетической деятельности детей.
2. Организация досуговой деятельности с привлечением мультимедиа ресурсов.
3. Использование мультимедиа ресурсов в организации работы с семьей и в семье.
4. Организация работы с кадрами с применением ИКТ.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.
Помимо обучающих и развивающих компьютерных игр можно использовать обучающие игры-презентации, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Это - обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие чтобы рассказать ребенку об окружающем мире.
В игровой форме можно познакомить детей, например, со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака, или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. А как необходимы презентации при ознакомлении с окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.
Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:
1. Объяснение материала с использованием презентации.
2. Использование фрагментов презентации при повторении и закреплении пройденного.
3. Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания.
4. Использование презентации для проверки знаний детей.
Мультимедийные презентации можно использовать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Создание презентаций «Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью, а использование презентации на родительском собрании для родителей старших дошкольников на тему: «Подготовка к школе» позволяет сделать собрание более ярким и интересным. Можно фотографировать детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех мероприятиях. Создавать фотогалереи и размещать в детском саду.
Презентации можно использовать и в методической работе ДОУ: на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов. Например, презентация «Применение интерактивной доски в ДОУ», которая поможет педагогам лучше понять преимущества использования интерактивной доски, а также приобрести необходимые навыки ее применения в учебно-воспитательном процессе.
Еще одна форма ИКТ – кинолекторий. Кинолекторий позволяет широко использовать на занятиях как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. Использование таких фильмов позволяет воспитателю показать материал, который невозможно объяснить словами, повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон. Например, использование фильма «Осень» из серии «Времена года» дает ребенку возможность пронаблюдать изменения, происходящие в природе от «бабьего лета» до первого снега, научиться распознавать приметы осени, узнать о том, как растения приготавливаются к зиме и об осенних хлопотах бобра и т. д.
На занятиях с дошкольниками будет очень интересным применение развивающих и обучающих стенгазет, которые создают на компьютере в несколько фрагментов и затем распечатывают на черно-белом принтере. Фрагменты состыковывают друг с другом, и наклеивают на ватман. А теперь можно и позаниматься: раскрасить картинки, выполнить задания.
Такая коллективная деятельность позволяет формированию у детей навыков общения и командной работы. Кто-то из ребят лучше рисует, кто-то быстрее соображает. Они учатся друг у друга.
С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
С целью продвижения информационных технологий в ДОУ можно проводить следующие конкурсы:
• компьютерных плакатов;
• компьютерных презентаций “Моя группа”;
• электронных методических материалов и презентаций для занятий;
• помощью программыинформационных буклетов для родителей, выполненных с Publisher;
• электронных групповых газет.
Формы работы с родителями:
- Совместные обучающие занятия детей с родителями.
- Проведение минипедсоветов с родителями.
- Обучающие занятия и консультации по повышению уровня педагогической компетентности родителей в области применения ИКТ: Знание санитарно-гигиенических требований к использованию компьютерных технологий, компьютерных игр; Знание возрастных особенностей ребенка.
- Дистанционная консультационная помощь для родителей.
- Работа по профилактике компьютерной зависимости.
Основные направления профилактической работы с родителями:
- Самодиагностика родителей по ИКТ технологиям.
- Активное включение родителей в профилактическую деятельность (участие в занятиях с применением ИКТ).
- Проведение тематических родительских собраний «Дошкольник и компьютер». - Индивидуальное консультирование родителей, в т. ч. дистанционное.