Приложение МААМ

Использование информационных технологий при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР

Юлия Юрьевна Карачкова
Использование информационных технологий при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с внедрением ФГОС изменились условия к требованиям организации образовательной среды, специалисты дошкольных учреждений пока ещё не умеют пользоваться большим количеством компьютерных программ и технологий. Я решила в своей логопедической практике применить информационные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения детей с ОНР, и формирование грамматических навыков у детей системой информационных средств обучения обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе на сегодняшний день, является актуальным.

Публикация «Использование информационных технологий при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей, эти умения формируются медленно.

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использование ИТ.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Учителю-логопеду важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в образовательном процессе.

Применение в логопедической работе с дошкольниками информационных компьютерных технологий позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода, — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятель-ному поиску ответов на возникающие вопросы. Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ОНР, повышает их интерес к деятельности, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка.

Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий.

Внедрение компьютерных технологий

новая ступень в образовательном процессе;

огромный потенциал игровых и обучающих возможностей;

средство оптимизации процесса коррекции речи;

позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному;

образовательный процесс, в котором ребенок – активный субъект.

Преимущества ИТ

Информация представляется в наглядной и привлекательной форме

Повышается мотивация и интерес детей;

Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным;

образный тип информации, понятный дошкольникам;

моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;

эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности

Психологические возможности ИТ

Развитие произвольной моторики пальцев рук;

Активизация внимания детей длительное время;

Обучение детей навыкам самоконтроля.

Образовательные возможности ИТ для ребенка

Ребенок сам видит результат своей работы.

Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.

Возникает стремление исправить увиденную ошибку.

Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.

Ребенок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.

Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.

Образовательные возможности ИТ для педагога

Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.

Системный и деятельностный подход к коррекции.

Дифференцированный подход – (подобрать материал разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).

Индивидуальный образовательный маршрут - видно как трансформировать выявленные проблемы в задачи работы.

Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты);

Сотрудничество ребенка и логопеда в интересной деятельности.

Согласно письма Минобразования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г.

- Максимальная одноразовая длительность: 5 лет – 10 мин в день, 6 лет – 15 мин в день. - Рекомендуемое время для занятий на компьютере: первая половина дня – оптимальна, вторая половина – допустима. - Недопустимо использовать время, отведенное для прогулок и дневного отдыха. - Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет – 1-2 раза.

Согласно нормам СанПиНа используется телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м.

После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

ИТ используется на разных этапах логопедической работы

Подготовительный:

• При проведении артикуляционной гимнастики;

• Для развития речевого дыхания;

• Как зрительный тренажер;

• При подготовке руки к письму;

• Для включения в деятельность.

Автоматизация:

• Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Дифференциация:

• Задания на классификацию слов с изучаемыми звуками.

Домашние задания:

• Презентации с речевыми заданиями предлагаются родителям.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда

• Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.);

• Презентации- загадки, сказки;

• Презентации — игры (на расширение словаря, совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ);

Положительный результат от использования ИТ может быть только во взаимодействии ребенка, педагога и компьютера.

Система мультимедийных презентаций — одна из самых популярных в логопедической работе. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, может быть использована на любом этапе занятия.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Использование учителями – логопедами презентаций ведет к усовершенствованию восприятия необходимой информации ребенку с речевыми проблемами. Они не только помогают научиться говорить правильно, но и развивают важные психологические качества: внимательное восприятие, развитие самостоятельных суждений, критическую оценку, творческое самовыражение и воображение, интеллектуальный потенциал.

Происходит также формирование навыков учебной деятельности:

• умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу;

• умения слышать и следовать указаниям;

• умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам;

• умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.

Специальные логопедические компьютерные программы и презентации

• Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам. Всего более 50 упражнений.

• Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. В этой игре выделен раздел «Развитие связной речи».

«Бага Яга учиться читать» программа разрабатывалась именно для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.

В нашем дошкольном учреждении наряду с компьютерными программами применяются слайд-фильмы и презентации по различным лексическим темам, учитывая индивидуальные особенности детей, поставленные цели и задачи. Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для работы, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу учителя – логопеда становится необходимым. Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности педагогического образования. На основании сравнения показателей диагностики уровня развития грамматического строя речи на начало и конец года можно судить об эффективности или неэффективности внедрения такой формы работы, как использование информационных технологий.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Именно применение информационных технологий позволяет учителю – логопеду создать фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, творчески преобразует его.

Перевоплощаясь в сказочных героев, радуясь вместе с ними или преодолевая трудности и препятствия, дети с большим удовольствием выполняют логопедические задания, развивают и оттачивают свои способности творчески мыслить и сотрудничать. Это как раз те самые способности, которые больше всего нужны для достижения успеха и удовлетворения человеческих потребностей в XXI веке.

Публикации по теме:

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Роль ФГОС в модернизации образования РФ и Московской области ФГОС ДО обеспечивает исполнение государственных гарантий - направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование информационных технологий при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР
Опубликовано: 27 октября 2014 в 22:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование информационных технологий при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Карачкова (УИ 215883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД