Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста

Оксана Остапенко
Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моей статьи: из опыта работы: «Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста».

Эпиграфом к своей статье я взяла слова известного ученого, привыкшего мыслить оригинально и нестандартно – Альберта Эйнштейна: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно.» Согласитесь, что это так. Ведь куда приятней и интересней заниматься тем, что тебе нравится и осознавать свою значимость.

Начав работу в детском саду я задумалась о том, как, с помощью какого метода систематизировать свою работу с детьми. Ознакомившись с разными материалами, которые нам предлагает ФГОС, я остановила свой выбор на ТРИЗ.

Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

В итоге, у малышей:

• Формируется своя точка зрения на различные вещи.

• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

• Появляется смелость общения.

Я работаю с детьми 3-4 лет. Это время первых открытий и свершений. И очень важно посеять в ребенке уверенность в успехе, подчеркнуть его значимость, развить уверенность в себе. На первых порах я составляла ежедневные планы- конспекты, нарабатывала копилку тризовских игр. Сначала дети отнеслись к этому настороженно, затем им понравилось. В своей работе я применяю следующие методы теории решения изобретательских задач:

1. «Мозговой штурм».

Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных операций, развития, ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно сварить кашу а посуды нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

2. «Синтетика» или метод аналогий.

Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

3. «Системный оператор»

Мир системен. Любой предмет или явление можно поделить на подсистемы.

4. «Волшебные кольца Луллия»

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

5. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.

«А что, если.» — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. (МПиО).

На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.

Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырёх направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально- волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.

Так как я человек творческий, то люблю все новое и интересное. На одном из сайтов я увидела лэпбук и заинтересовалась им. Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Вместе с детьми мы изготовили пока лишь только два лэпбука. Им очень нравится эта деятельность и я планирую и дальше использовать это в своей работе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование Лего-технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста» Цель: распространение и передача педагогического опыта. Задачи: обучение участников использованию конструктора ЛЕГО в профилактике плоскостопия,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Доклад «Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением» Содержание Введение Причины аутоподобного поведения Симптомы аутоподобного поведения Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование инновационных технологий и профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста 1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на зрение 1. Зрение – один из важнейших.

Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка» «Использование современных здоровьесберегающих.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Условия формирования личного вклада педагога. По данным НИИ гигиены.

Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Методическая разработка Использование знаний о.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План вечеров развлечений на 2016–2017 учебный год в дошкольных группах младшего и среднего дошкольного возраста Перспективный план вечеров развлечений на учебный год для детей 2 младшей группы (3-4 года) Сентябрь: "В магазине игрушек" (Танцевально.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • День Победы, 9 мая
  • Экология
Автор публикации:
Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2018 в 13:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...