Получи документы

Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик

Гетикова Надежда
Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик

Аналитический отчет.

«Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик».

В 2016-2017 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование воспитателей и учителей.

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-диагностическое;

-коррекционное;

-консультативно-просветительское и профилактическое

-организационно-методическое;

Публикация «Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик» размещена в разделах

-создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Диагностика детей с недостатками интеллектуального развития сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому следует обращать внимание на ряд таких моментов:

1. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.

2. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

3. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

4. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

5. Обратить внимание на общую эмоциональную реакцию, на реакцию похвалы или неодобрения.

В течение учебного года проводится диагностическое обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Обследование проводится в течение 2-х недель.

Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Диагностическую карту", в которой разработана система определения уровня развития ребенка.

Выделяется три уровня по следующей значимости:

• 1 уровень – высокий

• 2 уровень – средний

• 3 уровень – низкий

С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраиваются индивидуальные планы обучения.

Второй этап (две недели января).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. Результаты обобщаются и заносятся в "Протокол диагностического обследования".

Третий этап (две последние недели апреля).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на выпуск в школу.

Используемые мною методики помогают выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. И на основании полученных результатов составить индивидуальные программы, планы развития и обучения, соответствующие особым образовательным потребностям ребенка. А также сделать сравнительный

анализ результатов на начало и конец учебного года, что позволяет установить степень обучаемости, обученности и готовности к школьному обучению.

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

Диагностическое направление.

На основании заключения ЦПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 9 учащихся.

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики Цель обследования Сроки проведения Класс

(учащиеся) Всего обследовано

Первичная:

Групповая

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Октябрь

1кл. –1 чел.

2 кл. –4 чел.

3 кл. –4 чел.

Групповая форма:

9

учащихся

Индивидуальная

(углубленная диагностика) с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. октябрь 1кл. –1 чел.

2 кл. –4 чел.

3 кл. –4 чел.

Индивидуальная форма:

9 учащихся

Этапная

(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной

работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии. январь Учащиеся, посещающие занятия 9 учащихся

Итоговая

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося май Учащиеся, посещающие занятия 9 учащихся

Используемые диагностические методики

автор название

Забрамная С. Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2005 г.

Соколова Ю. «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка», 2004 г.

Н. Я. Семаго, М. М. Семаго «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.

ЗабрамнаяС. Д. ,Боровик О. В. «От диагностик развитию. Пособие для психолого- педагогического изучения детей в начальных классах».

Багданова Т. Г., Варламова О. И. «Диагностика и коррекция познавательного сферы младших школьников с отклонениями в развитии».

Стребелева Е. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» 2014г.

Методологические приемы, используемые в диагностике :

• сравнение (как сравнение наблюдаемого учебного процесса с желаемым среднестатистическим стандартом)

• анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии)

• прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации)

• оценка

• контроль

Диагностические методики :

• обзорно-аналитический

• математико-статистический

• скрининговый

• наблюдение (внешнее, свободное, включенное)

• беседа

• тестирование

• эксперимент

• опрос

Для обследования я пользуюсь материалами, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей ребенка.

Для исследования внимания:

1. Методика «Корректурных проб» (методики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).

2. Методика Векслера (таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями).

3. Методика «Счёт по Крепелину» (для исследования работоспособности).

4. Таблицы Шульте (для исследования темповых характеристик деятельности и особенности внимания, выявления инертности психических процессов)

Для исследования восприятия:

1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.

2. «Почтовый ящик».

3. Доски Сегена разных вариантов сложности, вкладыши.

4. Кубики Кооса.

5. Методика А. Н. Бернштейна (набор предметных картинок, разрезанных на 4-8 (и более) частей).

6. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине».

Для исследования мышления:

1. Таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным.

2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.

3. Методика «Выделение существенных признаков».

4. Методика «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

5. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

Для исследования памяти:

1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты запоминания цифр, геометрических фигур, предметных изображений и т. д.)

2. Методика А. Н. Леонтьева (картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов).

3. Текст для воспроизведения.

Соотношение развития мышления и речи.

Методика «Сюжетные картинки»

Эту методику использую для выявления особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

Исследование мотивационной готовности.

(Диагностическая беседа)

Содержание беседы:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не хочешь?

3. Где ты хочешь учиться?

4. Когда ты пойдешь в школу?

5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет учить?

7. Чему тебя научит учительница?

8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь помогать в школе?

11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь учиться?

15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления) :

- мед. карты;

- личные дела учащихся;

-беседа с родителями, учителями и воспитателями.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к

запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом – способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

В течение 2016 – 2017 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия, памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных и групповых занятий. Индивидульные и групповые занятия проводились по 20 минут, групповые по 45 минут 1 раз в неделю.

Коррекционно-развивающие занятия посещали ученики :

1 кл. — 1чел., 2 кл. —4 чел., 3 кл. — 4 чел.

Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по адаптированной программе Л. В. Мищенковой «Развитие познавательных способностей». Данный курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию

пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе использовалось множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.

При проведении коррекционно – развивающих использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2016-2017 учебного года имеются следующие результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы :

Классы Кол-во Начальные знания Положительная динамика Минимальная

динамика Без

динамики

1 1 0 1 0 0

2 4 0 3 1 0

3 4 0 3 1 0

выпущены

оставлены

Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Движение учащихся

классы выпущены Оставлены на 2017-2018 учебный год

1 класс 1 человек 0 человек

2 класс 3 человека 1 человек

3 класс 3 человека 1 человек

Всего: 7 человек 2 человека

Организационно-методическое направление.

Оформление документации.

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

-индивидуальные карты учащихся

-индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

-диагностические карты

-дефектологические представления и характеристики учащихся

-индивидуальные коррекционно-развивающие программы

-журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

-список детей, зачисленных на занятия

-циклограмма рабочего времени

-расписание подгрупповых и индивидуальных занятий

-перспективный план работы дефектолога

-календарно-тематическое планирование коррекционной работы.

Методическая работа и взаимодействие с педагогами, воспитателями, воспитанниками.

Название мероприятия Степень участия в мероприятии Форма участия в мероприятии

Уроки учителей и специалистов с целью обмена опытом (в течение года). Участник посещение

Школьное методическое объединение специалистов. (в течение года). Участник посещение

Методическое объединение специалистов ПМПК «Преемственность сопровождения ребенка с ОВЗ при смене уровня образования». Участник посещение

Курсы повышения квалификации

Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» по «Организационно – педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ по программе начального общего образования» (72 академических часа);

Учебно – научный институт сравнительной образовательной политики РУДН по программе дополнительного профессионального образования: «Использование в работе специалистов психолого – медико – педагогических комиссий новых классификаций и критериев для формирования заключений» (72 академических часа). Участник Лекции, тестирование

Всероссийская международная олимпиада по математике и физике организатор тестирование

Консультативно-просветительское направление.

Консультативная деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и воспитателями. Постоянно проводились консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся, а также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения поведения, взаимоотношений в классе осуществлялось в течение всего учебного года.

За период 2016-2017 учебного года были даны консультации учащихся на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего

образовательного маршрута, особенностей поведения, организация и выполнение домашнего задания и другие.

На протяжении всего 2016-2017 учебного года проводились консультации для воспитателей, педагогов, администрации.

Консультации Кол-во

Консультации для воспитателей 12

Консультации для педагогов 7

Консультации для администрации 5

Консультации для родителей 8

Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.

Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику учащихся, можно говорить о том, что поставленные цели были достигнуты,а поставленные задачи на учебный год решены.

Учитель-дефектолог ___Гетикова Н. Н

Публикации по теме:

Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми в разных видах деятельности Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые.

Консультация «Использование в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик» Одна из основных целей дошкольного образования - обучение малышей, которое бы позволило воспитать ребенка, который самостоятельно и целенаправленно.

Отчет воспитателя об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Аттестационный материал 1.1.1 Отчет воспитателя Малышевой Е. Л. об использовании в образовательном процессе современных образовательных.

Использование современных образовательных технологий на музыкальных занятиях В своей работе я использую передовые образовательные технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей детей. Современные педагогические.

Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольникамиИспользование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками Соавторы: Пархоменко Надежда Сергеевна, Хакимова Роза Дагеевна. Актуальность: На современном этапе развития дошкольного образования происходят.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Известно, что дошкольный возраст является.

Мастер-класс «Использование современных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 134 г. Вяземского. Мастер-класс «Использование.

НОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группеНОД по ФЭМП «Реализация деятельностного подхода в процессе использования современных игровых технологий» в средней группе Цель: Формирование познавательного интереса и математического мышления детей дошкольного возраста, мотивации к самостоятельной мыслительной.

Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ Обмен опытом "Применение современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе в младшей группе ДОУ". Обновление содержания.

Отчет воспитателя об использовании современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Здоровье сберегающие технологии Отчет об использовании современных здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогом в коррекционно-развивающем процессе современных технологий и методик
Опубликовано: 2 марта 2018 в 08:23
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД