Лучший педагог года

Использование проективных методик в технике граттаж

Алексей Алексеевич Токарев
Использование проективных методик в технике граттаж

Цель: выявление личностных качеств человека через использование нетрадиционной технике рисования – граттаж.

Задачи:

• Ознакомить с нетрадиционной техникой рисования, проективными методиками «Дом – дерево – человек» и «Человек под дождем»;

• Обучить овладению штриха в технике;

• Развить эмоционально – чувственное отношение к работе;

• Выявить особенности личности человека;

• Выявить готовность человека справляться с трудностями.

Публикация «Использование проективных методик в технике граттаж» размещена в разделах

Форма занятия – комбинирующая: обучение нового материала, опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: грунтованные листы плотной бумаги, зубочистки.

Аудитория, на которую рассчитано данное занятие: дошкольники, школьники, студенты, педагоги.

Ход мероприятия

Организационный момент: Здравствуйте! Представление педагогов.

Введение в тему:

Как известно, изобразительная деятельность неотрывно связано с другими науками, например, ботаника, зоология, география и многие другие. Вашему вниманию мы предлагаем взаимосвязь изобразительной деятельности с психологией.

мы начнем работу в творческой мастерской с изобразительной деятельности. Работу сегодня Вы будете выполнять в технике граттаж.

А кто-нибудь из вас задумывался, что такое граттаж? Граттаж слово французское, в буквальном смысле переводтся «как скрести, царапать». Но на самом деле граттаж имеет и другие сходные названия – граттография, граффито, воскография. Произведения, выполненные в данной технике, отличаются контрастом белых линий рисунка и темного фона. Данная техника очень похожа на ксилографию и линогравюру. Граттаж в России появился в начале 1920-х годов, одним из первых мастеров, использующих данную технику был М. В. Добужинский. Способ рисования очень прост. Вы берете заостренный предмет и начинаете царапать по заранее загрунтованному листу бумаги.

Как вы думаете, как загрунтовывается лист? Для грунтования листа берется плотная чертежная бумага. На белый фон наносится толстый слой воска, натирается на лист. После воска начинаем грунтовать с помощью гуаши с мылом или туши с мылом. Мыло - это связующее вещество, без него ни тушь, ни гуашь на ляжет на лист. Они начнут скатываться, так как воск жирный.

В зависимости от правильно загрунтованной поверхности, изображения, нарисованные на листе, могут получиться не слишком четкие, но таинственные, а могут быть выразительными, как в линогравюре.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляю 2 проективные методики, направленные на выявление особенностей личности человека (Дом-дерево-человек) и на способность человека справляться с трудностями стрессовыми ситуациями.

Инструкция: возьмите 2 загрунтованных листа бумаги и зубочистку. Расположите один лист горизонтально, изобразите на нем дом, дерево и человека. На другом листе бумаги изобразите человека под дождем. После того, как все присутствующие закончили выполнять задание, педагог-психолог опрашивает слушателей и проводит общую интерпретацию рисунков, опираясь на разработанную Е. Романовым и Т. Сытько методику «Человек под дождем» и методику «Дом-дерево-человек», автор Дж. Бук.

Подведение итогов. Проективные методики «Дом-дерево-человек» и «Человек под дождем» раскрывают особенности личности человека. Это хороший инструмент для познания самого себя. Проективные методики помогут человеку не только познать самого себя, определить свое внутреннее мироощущение, но могут подтолкнуть человека на определение личных проблем, а. может быть, даже решить какие-то из них. По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития. Методика «Человек под дождем» по сути является диагностикой совладания со сложными ситуациями, готовности человека справляться с трудностями, а также применять защитные механизмы. В нашей активной и стрессовой жизни эти вопросы особенно актуальны. Данная проективная методика определит, насколько человек способен адаптироваться к изменяющимся условиям, а также определит устойчивость к воздействию стрессовых ситуаций. Совмещение проведения методик с нетрадиционной техникой рисования «граттаж» не только создаст необходимый доверительный контакт между участниками мастер-класса, обеспечив максимальную достоверность трактуемой информации, но и просто оставит положительные впечатления от совместной деятельности.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Развитие художественно-творческой деятельности детей в семье. Пластилинография»Семинар-практикум для родителей «Развитие художественно-творческой деятельности детей в семье. Пластилинография» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ 5- 7 ЛЕТ Старшая группа ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей. Из опыта работы (тезисы) Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования дошкольников воспитателя МБДОУ детский сад №29 Асфатуллиной Лены Сагитовны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проективных методик в технике граттаж
Опубликовано: 31 июля 2014 в 12:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День голоса. Передвижка «Охрана детского голоса»

Все дети любят петь, но нужно делать это правильно. Детский организм постоянно растет, голосовой аппарат только развивается, потому важно беречь голос у детей.

15 апреля. День экологических знаний. Передвижка «Экологическое воспитание дошкольников»

Ежегодно15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван помочь людям понять, какой вклад они могут внести в сохранение природы, что они могут сделать для...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД