Тамара Кирлашева
«Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей» (педагогический проект)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида
п. Советский Республики Марий Эл
«Использование развивающих игр
(педагогический проект)
Составила:
Кирлашева Т. Н., воспитатель I квалификационной категории
МДОУ д/с№5 «Ромашка» общеразвивающего вида
п. Советский Республики Марий Эл,
2014 г
Публикация «„Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей“ (педагогический проект)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Информационная характеристика педагогического проекта
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность: сентябрь 2013 г. – май 2015 г.
Заказчик проекта : администрация МДОУ д/с №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Участники проекта : дети группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
Введение
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на каждом этапе дошкольного образования и подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Сенсорное воспитание ребенка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования способностей, в том числе и готовности ребенка к школьному обучению.
Моя методическая тема: «Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:
• Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления опыта об окружающем мире.
• Сенсорное воспитание детей - это фундамент общего умственного развития ребенка. Оно необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
• Через сенсорные игры есть большие возможности для развития глазомера детей, координации их рук и глаз, развитие мелкой мускулатуры рук.
Наблюдая за играми детей своей группы, обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка. Набрав детей с 1,5 до 2 лет и проанализировав их сенсорные умения и способности, пришла к выводу, что лишь несколько малышей различают основные цвета и размеры, а формы различали единицы; слабое развитие кисти и пальцев. Решила уделить особое внимание сенсорному развитию детей и поставила перед собой цель и задачи.
Программа
Цель моего проекта : развитие сенсорных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:1. Знакомить детей с формой, цветом и размером.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать пространственные, мыслительные операции.
4. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
6. Развивать знания, умения, навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Гипотеза состоит в том, что умственное развитие детей будет успешным если :
• Будет создана правильно организованная предметно - развивающая среда.
• У ребенка лучше будет развиваться наглядно-образное мышление, способность к обобщению, а также развитие двигательных (моторных) центров речи.
• Созданная модель сотрудничества ДОУ и семьи по этой проблеме поможет ребенку использовать игровой материал в самостоятельной деятельности.
Новизна заключается в создание модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме сенсорного развития сенсорных умений и способностей.
Средства для решения задачи:
• Создание развивающей среды.
• Научно-методическая литература.
• Изучение передового опыта.
• Диагностика.
• Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов.
• Фронтальные и подгрупповые занятия.
• Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
• Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.
• Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: форме, цвета, величине, положении в пространстве, тактильных ощущениях, а также запахе и вкусе.
• Создание модели сотрудничества ДОУ и семьи.
Формы организации работы:
• Непосредственно образовательная деятельность, обеспечивающая доступность, наглядность, смену деятельности.
• Совместная и самостоятельная деятельность вне занятий.
• Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
• Игровая деятельность.
Методы и приё мы обучения:
• Игровые методы.
• Наглядные методы с поэтапным характером обучения
и выполнения заданий.
• Сюжетная подача материала.
• Привлекательность наглядного материала.
• Индивидуальная работа.
• Интеллектуальное сотрудничество.
• Не травмирующая оценка
Этапы и пути реализации проекта
1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г.)
Задачи Мероприятия Сроки
1. Обследование детей по сенсорному развитию.
2. Подготовить условия для реализаций деятельности по проекту
3. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями. 1. Проведение диагностики детей.
1. Подбор и изучение литературы по теме.
2. Составление перспективного плана кружка по сенсорному развитию.
3. Приобретение игр, способствующих сенсорному развитию детей.
4. Вызвать интерес детей к сенсорным играм. Оборудование уголка сенсорных игр.
1. Анкетирование по теме.
2. Родительское собрание по теме: «Сенсорное развитие малышей в раннем возрасте».
3. Индивидуальные беседы с родителями Сентябрь 2013 г.
Сентябрь 2013 г.
Сентябрь 2013г.
Октябрь 2013г.
Октябрь 2013 г.
Сентябрь 2013 г.
Октябрь 2013 г.
2 этап – практический (ноябрь 2013 – апрель 2015 г.)
1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по сенсорному воспитанию детей.
1. Работа с родителями.
1. Организация непосредственно – образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Организация кружковой работы по сенсорному развитию.
3. Знакомить детей с правилами новых игр.
4. Изготовление игр по сенсорному развитию
«Веселый клоун», «Собери кубики по цвету и величине», «Собери кольца по цвету», «Собери картинку», «Спрячь мышку», «Подбери шарик по цвету», «Помоги рыбке», «Ежик и солнышко», «Застегни и расстегни пуговицы», «Шнуровка».
1. Семинар-практикум для родителей «Значение сенсорных игр в развитии детей».
2. Разработка памятки для родителей «Советы по организации игр по сенсорному развитию детей».
3. Изготовление сенсорных игр детей совместно с родителями.
2-ая группа раннего возраста, 1-ая младшая группа
1 раз в неделю
По мере приобретения
Ноябрь 2013 – апрель 2015 г.
Ноябрь 2010 г. ,
Ноябрь 2011 г.
Январь 2011 г.
Февраль 2014 г.
Ноябрь 2013 г.
Март 2013- март 2015 г.
3 этап – обобщающий (май 2015 г.)
Определить эффективность работы по проекту 1. Провести диагностику детей и проанализировать результаты.
2. Выступление на педсовете по результатам работы по проекту.
3. Провести родительское собрание, на котором познакомить родителей с результатами работы по проекту.
4. Провести выставку игр по сенсорному развитию для воспитателей детского сада.
Май 2015 г.
Май 2015 г.
Май 2015 г.
Май 2015 г.
Диагностика:
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой.
-М. :Просвещение, 2004.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М:, Мозаика – Синтез,2010
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.
4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2010.
6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; под ред. Е. А. Стребелевой – М. : Просвещение, 2004.