Папки-передвижки

«Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей» (педагогический проект)

Тамара Кирлашева
«Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей» (педагогический проект)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида

п. Советский Республики Марий Эл

«Использование развивающих игр

в сенсорном развитии детей»

(педагогический проект)

Составила:

Кирлашева Т. Н., воспитатель I квалификационной категории

МДОУ д/с№5 «Ромашка» общеразвивающего вида

п. Советский Республики Марий Эл,

2014 г

Публикация «„Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей“ (педагогический проект)» размещена в разделах

Информационная характеристика педагогического проекта

Вид проекта : познавательно – исследовательский

Продолжительность: сентябрь 2013 г. – май 2015 г.

Заказчик проекта : администрация МДОУ д/с №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл

Участники проекта : дети группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Введение

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на каждом этапе дошкольного образования и подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной. Сенсорное воспитание ребенка является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования способностей, в том числе и готовности ребенка к школьному обучению.

Моя методическая тема: «Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей». Считаю, что эта тема актуальна тем, что:

• Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления опыта об окружающем мире.

Сенсорное воспитание детей - это фундамент общего умственного развития ребенка. Оно необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

• Через сенсорные игры есть большие возможности для развития глазомера детей, координации их рук и глаз, развитие мелкой мускулатуры рук.

Наблюдая за играми детей своей группы, обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка. Набрав детей с 1,5 до 2 лет и проанализировав их сенсорные умения и способности, пришла к выводу, что лишь несколько малышей различают основные цвета и размеры, а формы различали единицы; слабое развитие кисти и пальцев. Решила уделить особое внимание сенсорному развитию детей и поставила перед собой цель и задачи.

Программа

Цель моего проекта : развитие сенсорных способностей и умений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:1. Знакомить детей с формой, цветом и размером.

2. Развивать пространственные представления.

3. Развивать пространственные, мыслительные операции.

4. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

5. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

6. Развивать знания, умения, навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

Гипотеза состоит в том, что умственное развитие детей будет успешным если :

• Будет создана правильно организованная предметно - развивающая среда.

• У ребенка лучше будет развиваться наглядно-образное мышление, способность к обобщению, а также развитие двигательных (моторных) центров речи.

• Созданная модель сотрудничества ДОУ и семьи по этой проблеме поможет ребенку использовать игровой материал в самостоятельной деятельности.

Новизна заключается в создание модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме сенсорного развития сенсорных умений и способностей.

Средства для решения задачи:

• Создание развивающей среды.

• Научно-методическая литература.

• Изучение передового опыта.

• Диагностика.

• Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов.

• Фронтальные и подгрупповые занятия.

• Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

• Понимание родителями важности своего участия в сенсорном развитии детей.

• Формирование у детей знаний о внешних свойствах предметов: форме, цвета, величине, положении в пространстве, тактильных ощущениях, а также запахе и вкусе.

• Создание модели сотрудничества ДОУ и семьи.

Формы организации работы:

• Непосредственно образовательная деятельность, обеспечивающая доступность, наглядность, смену деятельности.

• Совместная и самостоятельная деятельность вне занятий.

• Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

• Игровая деятельность.

Методы и приё мы обучения:

• Игровые методы.

• Наглядные методы с поэтапным характером обучения

и выполнения заданий.

• Сюжетная подача материала.

• Привлекательность наглядного материала.

• Индивидуальная работа.

• Интеллектуальное сотрудничество.

• Не травмирующая оценка

Этапы и пути реализации проекта

1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2013 г.)

Задачи Мероприятия Сроки

1. Обследование детей по сенсорному развитию.

2. Подготовить условия для реализаций деятельности по проекту

3. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями. 1. Проведение диагностики детей.

1. Подбор и изучение литературы по теме.

2. Составление перспективного плана кружка по сенсорному развитию.

3. Приобретение игр, способствующих сенсорному развитию детей.

4. Вызвать интерес детей к сенсорным играм. Оборудование уголка сенсорных игр.

1. Анкетирование по теме.

2. Родительское собрание по теме: «Сенсорное развитие малышей в раннем возрасте».

3. Индивидуальные беседы с родителями Сентябрь 2013 г.

Сентябрь 2013 г.

Сентябрь 2013г.

Октябрь 2013г.

Октябрь 2013 г.

Сентябрь 2013 г.

Октябрь 2013 г.

2 этап – практический (ноябрь 2013 – апрель 2015 г.)

1. Выработка системы воспитательно– образовательной работы по сенсорному воспитанию детей.

1. Работа с родителями.

1. Организация непосредственно – образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Организация кружковой работы по сенсорному развитию.

3. Знакомить детей с правилами новых игр.

4. Изготовление игр по сенсорному развитию

«Веселый клоун», «Собери кубики по цвету и величине», «Собери кольца по цвету», «Собери картинку», «Спрячь мышку», «Подбери шарик по цвету», «Помоги рыбке», «Ежик и солнышко», «Застегни и расстегни пуговицы», «Шнуровка».

1. Семинар-практикум для родителей «Значение сенсорных игр в развитии детей».

2. Разработка памятки для родителей «Советы по организации игр по сенсорному развитию детей».

3. Изготовление сенсорных игр детей совместно с родителями.

2-ая группа раннего возраста, 1-ая младшая группа

1 раз в неделю

По мере приобретения

Ноябрь 2013 – апрель 2015 г.

Ноябрь 2010 г. ,

Ноябрь 2011 г.

Январь 2011 г.

Февраль 2014 г.

Ноябрь 2013 г.

Март 2013- март 2015 г.

3 этап – обобщающий (май 2015 г.)

Определить эффективность работы по проекту 1. Провести диагностику детей и проанализировать результаты.

2. Выступление на педсовете по результатам работы по проекту.

3. Провести родительское собрание, на котором познакомить родителей с результатами работы по проекту.

4. Провести выставку игр по сенсорному развитию для воспитателей детского сада.

Май 2015 г.

Май 2015 г.

Май 2015 г.

Май 2015 г.

Диагностика:

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой.

-М. :Просвещение, 2004.

Литература

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М:, Мозаика – Синтез,2010

2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2002.

5. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2010.

6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста; под ред. Е. А. Стребелевой – М. : Просвещение, 2004.

Публикации по теме:

Моё портфолиоМоё портфолио Леонтьева Елена Владимировна. место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лаишевский детский сад "Радуга".

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование развивающих игр в сенсорном развитии детей» (педагогический проект)
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 19:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД