Лучший педагог года

Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей

Наталья Игнатьева
Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей

ВВЕДЕНИЕ

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Публикация «Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей» размещена в разделах

Народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В детском саду используются народные игры на музыкальных и физкультурных занятиях, прогулках, при проведении народных праздников («Масленица», «Троица» и других).

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Классификация народных подвижных игр

По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста). Различают игры по содержанию, тематике и организации.

Народные подвижные игры имеют правила. Народные подвижные игры различаются по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками, метание и т. д.). Некоторые из них можно проводить как в теплое, так и в холодное время года.

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

Особую группу составляют игры-хороводы – это маленькие театрализованные представления, где Вы как будто переноситесь в иной мир, становитесь царевичем и царевной, серым зайкой или злым волком.

По динамическим характеристикам различаются игры большой и малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдали не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры.

Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приёмы создания интереса тесно примыкают к приёмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром.»

Огромные эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришёл к вам играть!» - или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его! Или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приёмы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.

Для детей младшего возраста объяснение ведётся поэтапно, т. е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолёты». Сидят на скамейке лётчики, ждут команды, чтобы отправиться в полёт. Вот приходит командир – воспитательница надевает фуражку: - готовьтесь к полёту! Или игра «Воробушки и кот» : «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зёрнышки…»

Представительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учётом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важно является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребёнка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удаётся. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и её замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случится различные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространённый приём. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алёша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» или «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она будет затейница…» или «Ульяночка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др., при помощи перехваток и т. д.

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлены на выполнение её программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приёмов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно.

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль: в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста непосредственное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

• Увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;

• Усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);

• Изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);

• Сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);

• Провести игру в нестандартных условиях 9по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева руками и ногами);

• Усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т. п.).

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр

В формировании разносторонне развитой личности ребёнка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковренных скоростно-силовых напряжений. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Кроме того, занятия играми вырабатывает координированные, экономичные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Образовательные задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – независимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственного физического воспитания.

Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Конспект

Тема занятия: «Колобок»

Фольклорное содержание: использование на занятии сюжета русской народной сказки «колобок». Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки».

Инвентарь: сундук, письмо, мячи, кубики, обручи.

Основные задачи:

1. Учить детей прокатывать мычи вокруг кубиков.

2. Закреплять умение прыгать из обруча в обруч на двух ногах.

3. Учить детей перебрасывать друг другу мяч, прокатывать мяч по гимнастической скамейке.

Ход занятия:

Воспитатель: Показывает детям сундучок и письмо, читает его.

Посылаю тебе, внук,

Замечательный сундук.

В нём найдёшь ты колобок!

Но висит на нём замок.

Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово.

Только скажешь – и готово.

Какое же это слово, ребята?

Дети: пожалуйста.

Дети открывают сундук. Берут каждый по мячу (колобку).

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Колобок».

Влево, вправо повернись,

В этой сказке очутись.

Покатились колобки по полянам, по лесам. Дети катят мячи «змейкой» вокруг кубиков. Катятся колобки, катятся, а навстречу им зайчики.

Влево, вправо повернись,

И в зайчаток превратись.

Дети закатывают мычи в обруч. Проводится русская народная игра «Пятнашки».

Воспитатель:

Зайчики перебегают

То лужок, то лесок.

В лесу хворост собирают,

Скок да скок, скок да скок.

Дети прыгают из обруча в обруч.

Здесь полянка легче шёлка.

Оглянись, оглянись.

Берегись лихого волка.

Берегись, берегись.

Заиньки уснули сладко.

Лес шумит, лес поёт.

Дети садятся, закрывают глаза.

Убегают без оглядки -

Волк идёт, волк идёт.

Дети убегают от волка (волка изображает один из ребят).

Увидел волк много колобков и забыл про зайчиков. И так ему захотелось колобка отведать, да только пусть сначала его поймает. Подвижная игра «поймай мяч».

Описание игры:

Дети становятся в круг. В центре круга – волк. Дети перебрасывают мяч друг другу. Волк должен его поймать.

Воспитатель: Ушёл волк ни с чем, а колобки покатились дальше. Дети прокатывают мычи по гимнастической скамейке. Катятся колобки, катятся, а на встречу им медведи. Увидели они колобков и решили с ними поиграть. Дети отбивают мячи об пол двумя руками. А Лисичка-сестричка тем временем на печке сидела, на игру медведей и колобков смотрела. (лиса одна из девочек). Проводится русская народная игра «лиса».

Воспитатель: А послушные колобки покатились обратно в сундук.

Публикации по теме:

Использование дидактических народных игр в нравственно-патриотическом развитии дошкольников. Использование дидактических русских народных игр в нравственно-патриотическом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей. Русские.

Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста «Использование народных подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста» Роль игры в становлении и развитии.

Картотека русских народных игр 1. Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Консультация для педагогов «Использование русских народных календарных игр с детьми дошкольного возраста» Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк» г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.

Консультация для родителей «Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду» Консультация для родителей Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду В детском быту есть свои традиции. Одна из них.

Использование нестандартного оборудования для повышения двигательной активности детей «Использование нестандартного оборудования для повышения двигательной активности детей» Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка.

Конспект ННОД в подготовительной группе «Ручной труд и использование фольклора в развитии двигательной активности детей» Программное содержание: использование на занятии сюжета русской народной сказки «Гуси-лебеди», ручной труд «Лебедь» (из природного материала,.

Использование инновационного оборудования для повышения двигательной активности детей В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а следовательно, приоритет должен быть отдан решению.

Проект «Кладовая русских народных игр» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Автор Фокина Ольга Евгеньевна Воспитатель 1 кв. категории «Кладовая народных игр» Обоснование необходимости данного.

Презентация «Роль народных подвижных игр в повышении двигательной активности и физического здоровья детей» «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» П. Ф. Лесгафт Народные игры представляют собой основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских народных игр в развитии двигательной активности детей
Опубликовано: 20 января 2018 в 16:51
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД