Папки-передвижки

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда

Татьяна Вострикова
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2: 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.

Все дошкольные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья.

Публикация «Использование современных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип всестороннего и гармонического развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

- принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Все здоровьесберегающие технологии можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на логопедических занятиях:

• Дыхательная гимнастика;

• Упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения;

• Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики;

• Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата;

• Физминутки;

• Психогимнастика;

• Логоритмические занятия;

• Элементы сказкотерапии (это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту, пескотерапии (игры с песком);

• Массаж и самомассаж.

Я в своей работе использую несколько видов здоровьесберегающих технологий. Это обосновано тем, что для детей с речевой патологией характерно нарушение артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

1. Дыхательная гимнастика

Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей организации дыхания. Так для них характерно поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, корректируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

2. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, физминутки:

В данную работу с детьми включаются пальчиковые игры, массаж или самомассаж пальцев и ладоней. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании. Широко используются игры с мозаиками, нанизывание бус на нитку, игры с прищепками, выкладывание букв и фигур из макарон, фисташек, гороха, фасоли, шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц.

Отдельно проводится кружок по оригами «Тайны бумажного листа».

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

• Складывание из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

• Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

• Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

• Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

• Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

• Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

3. Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме

4. Логоритмические занятия:

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

5. Самомассаж:

Проводится во время физминуток, с целью профилактики простудных заболеваний.

Обязательно на занятии присутствует физминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части занятия, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физминутки – это:

• снять усталость и напряжение;

• внести эмоциональный заряд;

• совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

6. Пескотерапия:

Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры могут быть обучающими и познавательными.

Таким образом, применение в работе учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Литература:

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. СПб., 2001

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.№11. С. 75.

3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб., 2003

4. Кузнецова М. Н. Ароматерапия в системе оздоровления дошкольников. М., 2004

5. Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М. ; 1999

6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С Чубарова, Г Козловская, В Еремеева // Развитие личности. -№2.-С. 171-187

7. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2003

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995

9. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М. ; 2007

Публикации по теме:

Региональный компонент в работе ДОУ по ФИЗО Из опыта работы. Перемены социально – экономической жизни последних лет повлекли серьезные изменения в содержании воспитания. Это касается,.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 02:12
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вострикова (УИ 144560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД