Лариса Бойко
Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста» (эпиграф-слайд) 2
Актуальность - (слайд) 3
Когда я была маленькой, у меня не было домика для Барби, не было и мебели для кукол. И тогда мне пришла идея смастерить кукольный домик самостоятельно. Из старой тумбочки я убрала все содержимое и принялась за дело: из конструктора и кубиков построила мебель; из тканей и меха получились мягкий диван и ковры. Я была счастлива!
Публикация «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
С тех пор все изменилось, современных детей уже не удивишь ни домиком, ни трансформером, но как и прежде все они любят не только творить и мастерить, но и играть предметами собственного творения. А ведь игра- ведущий вид деятельности детей, в которой происходит развитие воображения, образного мышления, личностных качеств, коммуникативных способностей. И я считаю, что на сегодняшний день проблема формирования и развития навыков сюжетосложения как никогда актуальна. А для того, чтобы игра получила свое развитие, мы с ребятами принялись за макетирование.
И тут я столкнулась с проблемой (СЛАЙД 4), которую срочно нужно было решать…. Занялась поисками и изучением литературы.
За основу взяла материалы Н. А. Коротковой (совместная партнерская деятельность с ребенком без принуждения, и Н. Я. Михайленко. Так же опиралась на исследования И. Л. Кириллова, который доказал положительное влияние игровых макетов на сюжетную игру. Изучив требования к созданию предметно-развивающей среды я пришла к выводу, что в моей группе пространственная среда отвечает лишь некоторым требованиям ФГОС. А мне хотелось, чтобы среда соответствовала принципам полифункциональности, трансформируемости и вариативности. В своей работе я использовала подходы Комаровой Т. С. (познавательная деятельность), Рыжовой Н. А (экологическая программа)., Паромоновой Л. Я (аранжировка из природного материала и создание композиций из бумаги, конструирование) и начала создавать условия для развития игровых действий средствами макетирования. (цель- слайд 5)
Для реализации поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи: (слайд 6)
ЗАДАЧИ:
*Вызвать у детей интерес к процессу макетирования.
*Способствовать самостоятельному выбору детьми художественных материалов
*Совершенствовать игровые действия в соответствии с общим сюжетом и замыслом игры.
*Создавать условия для самостоятельной деятельности детей с макетами.
*Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров- сверстников.
*Обучать детей подбору готовых игровых предметов и предметов-заместителей во время игры с макетом, самостоятельно создавать дополнения, обогащать предметную среду.
Для создания и применения макета выделяют три этапа :(предварительная работа, изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом, развитие и активизация игры с макетом).
Создание макета оказалось кропотливым ручным трудом. На примере одного из них раскрою последовательность изготовления макета по этапам.
ЭТАПЫ РАБОТЫ (слайд 7)
. Например… Тема недели: «Улицы и дороги нашего города» (слайд 8)
1-.На первом этапе методом трех вопросов выясняю у детей, что они знают о правилах дорожного движения
2.- Продумываю мотивацию, чтобы заинтересовать детей. Мотивация: В наш город прилетел ЛУНТИК и. увидел широкую тропинку. А по ней бегали огромные жуки и гудели. У жуков были по два огромных глаза, а вместо ног- круги. Одни жуки бежали в одну сторону, а другие в другую. Лунтик захотел с ними познакомиться и решил одного догнать. Встал посреди тропинки и бегал от одного жука к другому, и вдруг один из них Лунтика сильно стукнул…. Дальше ребята объясняют Лунтику (метод трех вопросов) что такое машина, дорога, переход, правила перехода. И Лунтику хочется узнать побольше о правилах дорожного движения. –Как ему можно помочь,
(слайд 9, 10)
3. -:Для этого рассматриваем иллюстрации с транспортом, плакат с правилами дорожного движения, наблюдаем за проезжей частью, организуем экскурсию в ДСАФ, ГИБДД, смотрим м/ф «Азбука пешехода», из журналов вырезаем машины на коллаж, из бросового материала собираем машины, светофор. А родителей просим смастерить дома вместе с детьми.
(слайд 11)
На втором этапе собираем весь материал и приходим к выводу, что не хватает самого главного- дороги! Переходим к основе макета-рисуем дорогу и вырезаем. Размещаем дома, машины, светофоры, мелкие игрушки. (Лунтик все это время наблюдает за нашей работой, задает вопросы, помогает ребятам).
(слайд 12)
На третьем этапе мы уже рассказываем и показываем Лунтику как правильно вести себя на дороге, в каком направлении едут машины и где можно переходить проезжую часть. Пока Лунтик находится у нас в гостях, дети закрепляют самостоятельно пдд в играх. (катаются на машинах, ходят в магазин и детский сад соблюдая правила передвижения, помогают Лунтику безопасно пройти в больницу, подсказывают, какие знаки поменялись местами и т. д. по ситуации). Таким образом предметно-пространственная среда расширилась и обогатилась за счет полифункциональных материалов: бросового, природного, игрушек- самоделок и т. п. В результате дети самостоятельно научились придумывать разнообразные сюжеты игры и поддерживать игровой замысел. А чтобы игра продолжала свое развитие на более длительное время, я переодически убирала часть материала. И тогда ребята находили заместители и выстраивали новые события
ВИДЫ МАКЕТОВ :(слайд 13, 14)
В результате проведенной работы совместно с детьми мы создали серию макетов (слайд15,16, 17,18,19).,которые используются в непосредственной образовательной деятельности, а так же для организации режиссерских и сюжетно- ролевых игр детей.
К макетированию привлекла не только детей, но и их родителей. В детском саду нашла единомышленников. Организовала семинар и конкурс, с выходом на аукцион.
Если у вас возникло желание более подробно узнать о макетировании, то буду рада вас встретить на своей странице!