Папки-передвижки

Использование элементов ритмопластики на занятиях по физической культуре в ДОУ

Ирина Моисеева
Использование элементов ритмопластики на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Моисеева И. В.

Усолье-Сибирское, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»

Известно, что дети более чётко, чем взрослые, реагируют на новую эстетику своего времени. Жизнь во всех её проявлениях меняется очень быстро. В различные сферы деятельности человека врываются новые технологии. Не исключением является и педагогика, может быть, самая главная жизненная дисциплина. Современный воспитатель, инструктор по физической культуре просто обязан вбирать в себя все новое и прогрессивное, что имеется в мире педагогики и медицины [4]. Методически продуманная, но лишённая новизны, ярких впечатлений, фантазии, традиционная зарядка и занятия по физической культуре явно не воздействуют на эмоциональный тонус детей. На сегодняшний день поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, совершенствование их двигательной сферы и формировании у них потребности в движении становится актуальным.

Публикация «Использование элементов ритмопластики на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», — писала Александра Владимировна Кенеман. В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре, совместно с музыкальным руководителем и воспитателями. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей.

Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Как мы можем заинтересовать ребёнка в выполнении тех или иных упражнений? Я нашла ответ на этот вопрос. Во время занятий по физической культуре я стала использовать музыкальное сопровождение, которое даёт ребёнку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых двигательных умений и навыков, закладывает фундамент будущего физического и психического здоровья, а также создаёт предпосылки сознательного ведения здорового образа жизни.

В настоящее время, в педагогической практике используется большое количество методик, однако, не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную технику выполнения движений. В своей практике я использую такую оздоровительную технологию ритмопластика, основными средствами которой являются комплексы оздоровительных и гимнастических упражнений, развивающие игры, различные по своему характеру, выполняемые под музыку и оформленные танцевальными движениями.

Ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе выполнения движений под музыку. [1] Используя элементы ритмопластики на занятиях по физической культуре я даю детям представление о разнообразном мире движений, который является для них новым и необычным.

Для естественного физического развития детей, их двигательной подготовленности необходимо использовать не искусственные, надуманные принципы, а сложившиеся за тысячи лет в процессе эволюции объективные биологические, физиологические, биохимические закономерности, определяющие гармоничное развитие растущего организма ребенка [2, с. 3]. Здоровьесберегающая технология Н. Н. Ефименко является принципиально новой системой физического воспитания и оздоровления детей первые 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений [2, с. 9]. Используя подход к построению физкультурного занятия Ефименко Н. Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», я разработала свою модель работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Главной целью, является научить ребенка правильно выполнить упражнение (движение) и побудить ребенка посредством игры выполнить то или иное движение. Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, я стремлюсь к тому, чтобы репертуар будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.

Если рассматривать структуру физкультурного занятия, то в вводной части чаще всего я использую такой жанр музыки как марш (например, песня «Вместе весело шагать…» М. Матусовский, В. Шаинский, или «Дорогою добра» Ю. Энтин, М. Минков)

В основной части занятия выполняются под музыку общеразвивающие упражнения (например, «Делайте зарядку» в исполнении группы Крем’L, «Утренняя зарядка» В. Высоцкого, «Аэробика», «Жаворонок» П. Морио – упражнения с лентами, «Песенка о ремонте» В. Шаинского - упражнения с султанчиками). Ритмическая часть занятия проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие физических качеств, двигательных навыков и умений. С детьми старшего дошкольного возраста работа по совершенствованию основных видов движений осуществляется через организацию подвижных игр. Например, в подвижной игре «Колобок» мы с ребятами отрабатываем такие виды движений как, прокатывание или подбрасывание мяча двумя руками, отбивание мяча от пола двумя руками или одной рукой. Те же движения можно выполнить под музыкальное сопровождение («Снег-снежок» в исполнении М. Девятовой, воображая, что мы катаем снежные комочки для снеговика. Большое внимание уделяем на занятиях ползанию. Так как доказано что ползание формирует фундамент головного мозга, что обеспечивает черепно-мозговую деятельность [4, с. 337]. Включаем следующие виды ползания: низкие, средние, высокие четвереньки, по наклонной доске, под дугой, змейкой. Игры «Сети», «Золотые ворота», «Мыши в кладовой» и др. Во время проведения подвижных игр можно включать весёлую детскую музыку, которая поднимет эмоциональный настрой детей («Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Мяч горяч» и др.).

В заключительной части занятия используются дыхательные, релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей. Это может быть просто релаксация под музыку «Шум моря», «Пение птиц», а также различные пальчиковые и дыхательные гимнастики («Одинокий пастух» Джеймс Ласт пальчиковая гимнастика «Осьминоги», которая сопровождается рассказом о двух осьминогах, которые однажды встретились и больше не расставались).

Ритмопластические этюды, танцевальные композиции на празднике – это один из элементов выражения эмоционального настроя детей, патриотических проявлений, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т. д. Они делают праздник выразительным и не скучным. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных [3, с. 36]. Физкультурные занятия должны заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия. Опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и так же несут обучающий момент — дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Дети, которые нерешительны и боязливы, в обычной, традиционной обстановке испытывают затруднения в выполнении движений, они боятся выполнить неправильно. Но под музыку все проходит легко и просто. В результате такой работы у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; совершенствуются психофизические качества; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Таким образом, данный опыт показывает, что работа с дошкольниками по физическому воспитанию с использованием элементов ритмопластики является эффективным средством в совершенствовании их двигательного развития.

Список литературы

1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп. - СПб. :ЛОИРО,2000.

2. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа / Н. Н. Ефименко — г. Таганрог, 2008. — 68 с. Статья № 11. Программа «Театр физического развития и оздоровления» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.v-vospitanie.ru

3. Танцевально-двигательная терапия. Сборник / перевод Бирюковой И; [Статьи Старк А. и Хендрикс К — 2004. — 36–96 с.

4. Физиология человека : Учебник для студентов медицинских вузов / Под редакцией В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — М. : Медицина, 2009. — 425 с.

5. Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. здоровьесберегающие технологии [Текст] / А. П. Щербак. — Издательство: «Академия развития», 2009. — 160с.

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ»Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.

Мастер-класс по физической культуреМастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов ритмопластики на занятиях по физической культуре в ДОУ
Опубликовано: 25 апреля 2020 в 19:12
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов ритмопластики на занятиях по физической культуре в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Моисеева (УИ 2152586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД