МААМ-картинки

«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта.

Елена Викторова
«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта.
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №251»

Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников

автор: Викторова

Елена Владимировна,

музыкальный руководитель

Барнаул 2016

Условия становления опыта

На формирование опыта оказало влияние :

установление новых требований к состоянию здоровья детей в рамках современных образовательных стандартов;

Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников“, обобщение опыта,» размещена в разделах

внедрение в план ДОУ проектной деятельности по теме : «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательном процессе ДОУ»;

информационно-практический материал по здоровьесбережению дошкольников в ДОУ, прослушанный на курсах повышения квалификации.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Таким образом, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области.

В последнее время в детской среде отмечается устойчивая тенденция роста нервно-психических заболеваний под воздействием интенсивных социально-экономических перемен в обществе. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания. Перед педагогическим коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить здоровье дошкольников. Один из путей решения – внедрение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательный процесс детского сада, чтобы способствовать становлению и развитию психически, физически и нравственно здоровой личности дошкольника. Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать здоровый творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания для детей. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Поэтому, здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях являются первостепенной задачей для музыкальных руководителей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий

Задачи:

• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме (изучить уровень разработанности проблемы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ) ;

• повышение компетентности родителей в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья дошкольников;

• развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей;

• развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма);

• формирование основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки);

• развитие музыкального слуха (различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок, используя здоровьесберегающие технологии;

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение диапазона певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :

• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

• С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Объектом исследования является процесс развития и здоровья детского голоса дошкольников в рамках художественно-эстетического развития.

Предметом исследования является вокальное исполнительство – как средство развития здоровьесберегающих технологий.

Гипотеза

Реализация здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников станет эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:

• учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;

• ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;

используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Теоретическая база опыта

Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е. Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В. В. Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е. А. Алябьева «Коррекционные занятия», А. П. Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

по воспитанию здорового ребенка : «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая пе-дагогика оздоровления» В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой. «Психогимнастика» М. Чистяковой.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных занятиях во время певческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для укрепления и сохранения здоровья дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности.

Чтобы реализовать идею, мною разработана система музыкально-оздоровительной работы, предполагающая ситуативное использование в непосредственно образовательной деятельности «Музыка», здоровьесберегающих технологий.

Технология опыта

Музыкально-оздоровительная работа в певческой деятельности дошкольников — это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Для решения задач по созданию этой системы была разработана модель организации музыкально-оздоровительной работы, в которой выделении следующие компоненты:

Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности и совместной деятельности.

Просвещение педагогов и родителей

В основе музыкальнооздоровительной работы с дошкольниками использую следующие общепедагогические принципы:

личностно-ориентированного обучения,

доступности,

постепенности, последовательности и систематичности,

наглядности,

сознательности,

прочности.

Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные

установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка : активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лгкие и весь дыхательный аппарат.

В детском саду создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности. Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий :

Валеологические песенки-распевки. (Приложение1)

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. (Приложение2)

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей не только психотерапевтическое, но также и оздоравливающее, и даже лечебное воздействие. Гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

• Укреплять физиологическое дыхание детей

• Тренировать силу вдоха и выдоха

• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

Артикуляционная гимнастика. (Приложение 3)

Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.

Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственно-образовательной деятельности :

• Развитие певческих способностей детей.

• Формирование артикуляции различных звуков.

• Совершенствование дикции.

• Развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.

Оздоровительные и фонопедические упражнения (Приложение4)

Фонопедические упражнения проводятся для укрепления ещё не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Результативность опыта

Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы в певческой деятельности. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.

Надо отметить, что успех проводимой, музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

Певческая установка (25%-60%)

Дыхание (10%-50%)

Звукообразование (22% -55%)

Артикуляция (33%-65%)

Интонация (10%-70%)

Дикция (22% - 58%)

Адресность

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными

руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей через здоровьесберегающие технологии___

Литература

1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» (учебное пособие для детей

дошкольного возраста, С. П., 1992.

2. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

3. Ветлугина Н. А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'',

М., ''Просвещение'', 1989г

4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М. :Сфера,

2008г.

5. Емельянов В. В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый

уровень: развивающие голосовые игры. ''СПб, 1999 г.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М. :Сфера,

2004г.

7. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет"

г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

8. Кисилва Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного

учреждения. – М. :Аркти, 2005г.

9. Кокина Н. А. Реализация образовательной области «Музыка» в

соответствии с ФГТ. // Справочник музыкального

руководителя. 2012.№0. С. 18.

10. Метлов Н. А. ''Музыка детям'' :Пособие для воспитателя и

музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.

11. Михайлова М. А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия

развития, 1997.

12. Орлова Т. М., Бекина С. М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для

развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

13. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград,

изд. "Учитель", 2009

14. Стулова Г. П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'',

М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В. И. Ленина,1992 г.

15. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика – М. : ООО «Издательство

АСТ», 2004.

Публикации по теме:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая) «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть вторая) И каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей, направлена.

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ» — 3 часть Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год) 2013г 2014г 2015г 1,2 % 2,8 % 3,7% Группы здоровья Группы 2013г 2014г.

Обеспечение качества певческой деятельности на основе использования здоровьесберегающих технологий старших дошкольников 1 слайд Я, Шарова Наталия Александровна, музыкальный руководитель Центра развития ребенка – детский сад № 82, г. Дзержинск. Стаж работы.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности Справка по итогам тематического контроля «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности».

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г. Тарко-Сале Современные.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Целью использования здоровьесберегающих технологий является сохранение и улучшение здоровья детей. С каждым годом здоровье детского населения.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей по данной теме. План семинара: 1. Доклад и презентация на тему: ««Использование нетрадиционных.

Обобщение опыта «Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности» Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что.

Описание опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» МБДОУ "Курманаевский д/сад №2 "Солнышко" воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта.
Опубликовано: 16 июня 2016 в 14:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викторова (УИ 714962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД