Папки-передвижки

Приобщение детей к русской народной культуре (2 фото)

Алёна Дёмина
Приобщение детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к русской народной культуре

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах

Во все времена у всех народов основной целью воспитания детей является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Поэтому нужно как можно чаще знакомить детей с народными традициями, приобщать детей начиная с дошкольного возраста, к важной части духовной культуры народа, приобщать детей к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Необходимо широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) в повседневной жизни детей в детском саду и дома, знакомить детей с традициями и обрядовыми праздниками, также знакомить с народным искусством, с русскими народными играми. «На Руси умели, и работать и весело отдыхать.» Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу,, приучают к сообразительности, вниманию.. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» Так как игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты не были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Разучивать прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.

. Также крайне важно в повседневной жизни использовать потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности.

Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички, игры положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество хождение со «звездой» - славить Христа, на Святках поздравлять детей из соседней группы колядкой, встречать и провожать Масленицу, зазывать весну, закликать птиц.

Данная работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого. Смысл такого опыта работы с детьми в том, что в нём просматривается попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомство детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные изменения, поведение птиц, насекомых, растений и т. п.

Знакомство с музыкальным фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев, знакомиться с музыкальными инструментами. Изготовлять их своими руками.

Благодаря знакомству с декоративно-прикладным искусством дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Используя театрализованную деятельность, дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. п. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. п.

Очень важно донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

А. П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы».

Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно, поэтому в работе с детьми необходимо использовать как можно больше разной наглядности, например: организовать «Музей старинных вещей, поделок, картин, украшений, разной старинной утвари» потому - что на Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Изготовляли дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в которых заложен принцип самоконтроля. Точёные из дерева шары, матрёшки, набор мисочек, башенки из колец, нанизывающиеся на гладкий стержень и многое другое сделанное с любовью, усердием, нелегким и подчас непреодолимым трудом разных мастеров живущих на Руси. Помогают решать и развивать у детей умения действовать с предметами, различать и называть цвета, подбирать их по величине, форме и цвету. Такой музей научит детей тому, что только кропотливый, упорный труд может привести к такому результату.

Необходимо, как можно чаще приглашать пожилых людей, которые помнят по своей молодости разные традиции, обычаи, игры. Могут рассказать о своей жизни раньше, сравнить жизнь современника и о том насколько быстро происходит развитие жизни людей, как меняются традиции, обычаи и быт людей. Помогут дать детям понятие о том,что необходимо сохранить русские обычаи, праздники, игры,традиции,песни, пословицы, поговорки, разные гадания и многое другое.

Знакомство с народным творчеством можно начать со знакомой, любимой и близкой для нас игрушкой - Матрёшкой. Русская Матрёшка – самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты. Далее можно продолжить работу с ознакомлением необычайно красивыми народными промыслами такими, как- Городец, Хохлома, Гжель, Дымковская игрушка и другие промыслами, прославившие Русь. Прекрасные изделия сделали народные мастера, славно потрудились. Об их труде сложено много пословиц и поговорок: «Каков мастер, такова и работа», «Умение работать дороже золота», «К большому терпению придет и умение», «Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи», «Работа до поту, так и поешь в охоту», «Кто труда не боится, того и лень сторониться». Очень хорошие и правильные пословицы. Необходимо помнить о своих народных умельцах, которые прославили свою Родину – Россию. Не забывать и народные традиции – «В каком народе живешь, того обычаи держись».

. Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В русских народных промыслах отражен разнообразный круг детский интересов: знакомство с бытовыми предметами, ведение ребенка в мир животных, людей, в мир фантазий.

Дети по своей природе эмоционально отзывчивы к цвету, они неравнодушны к прекрасным сочетаниям, от нежных, мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации по мотивам декоративной росписи дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувство окружающего мира.

На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Народные дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета, в них заложен принцип самоконтроля.

Такая работа с детьми может стать очень обширной в своём направлении, её можно продолжать на протяжении всей работы с детьми разных возрастных групп. Эта работа будет привлекать детей. Дети не смогут быть равнодушными, так как в этой работе заложен огромный опыт всех предыдущих поколений, мастерство и талант наших предков и современников. И пусть наши дети передают и хранят, как хранит любящая и заботливая мать, то - что им даровано историей великой Руси, жизнью и бытом нашего талантливого, весёлого, дружного народа.

Фото №1 С уверенностью можно сказать что большинство к сожалению очень поверхностно знакомо с
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры» Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается.

Приобщение детей к русской народной культуреПриобщение детей к русской народной культуре С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с русской народной культурой. Вот мы и решили, что.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 14:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Дёмина (УИ 162131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД