МААМ-картинки

Работа с глиной в детском саду. История суджанской глиняной игрушки

Татьяна Спицына
Работа с глиной в детском саду. История суджанской глиняной игрушки
▼ Скачать + Заказать документы

«История Суджанской глиняной игрушки. Работа с глиной в детском саду»

«Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего» М. Ломоносов.

Цель: Познакомить коллег с традициями русского народа.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я проживаю в Суджанском районе. На Курской земле найдётся много мест, которые завораживают русского человека своей красотой. Но в Суджанском крае удивительный пейзаж. Удивительны и прекрасны качества здешних людей – доброта и народная мудрость, поэтичность и широта души, с полной силой выраженные в песнях, музыке, танце, ремесленном творчестве.

Публикация «Работа с глиной в детском саду, История суджанской глиняной игрушки» размещена в разделах

Так случилось, что именно на суджанской земле дольше, чем в других уголках нашего края, сохранились все формы народного искусства во всё м богатстве и многообразии: ковроделие, узорное ткачество, плетение из лозы и, конечно же, старейшее гончарное производство.

Суджа по праву считается гончарной столицей Курского края. По свидетельству народного мастера России Юрия Спесивцева, традиция эта уходит в глубину истории – в эпоху археологической Черняховской культуры III-V веков новой эры.

Доныне сохранившиеся легенды слободы Гончаровка, что располагается близ Суджи, повествуют о том, как святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси, сделали остановку на Гончарной горе и предсказали, что в этом месте будет большой гончарный промысел. И уже в первом описании города 1664 года упоминается Гончарная слобода в 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор – а ведь в то время даже в крупных городах не было такого скопления гончаров. Известно, что уже в те времена глиняных дел мастера были объединены в ремесленный гончарный цех, положивший основу развития этого ремесла в слободе.

Суджанский центр народных промыслов и ремесел ведет свою историю с 1992 года, когда при местном отделе культуры открылись специальные производственные мастерские. Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом.

Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков. Мастера-свистуличника встретишь сегодня едва ли не реже, чем мастера-гончара, коих тоже единицы. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали, пытаясь отучить народ от языческих привычек. Зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Таким образом, один из смыслов птицы - оберег. Они предназначались для обрядов. Каждый образ несет в себе значение. Например, бдительность, болтливость, любовь, счастье в браке, верность - всё это символизирует гусь. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. Вся суджанская керамика изготавливается из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшается только оттиском и гончарным ножом.

Игра на свистульке с давних времен использовалась в традиционных весенних праздниках как часть ритуала. Птица была символом весны, тепла и радости. Люди верили, что весна скорее придет, если ее позвать. Для этого устраивали веселые весенние праздники – веснянки с закличками, пением и плясками:

Уж ты пташечка ты залетная!

Ты слетай за сине море

Ты возьми ключи весенние.

Отомкни лето, замкни зиму.

Жаворонки – жаворонки, прилетите к нам,

Принесите весну на своем хвосту.

Мы живём на своей земле, имеющей давние культурные традиции. И не знать их, стыдно. Отрадно, что в Курской области в последние годы все больше внимания уделяется восстановлению и сохранению народных промыслов: ведь еще немного, и они уйдут в небытие – вместе с немногочисленными мастерами. Поэтому я, начиная со старшей группы, начинаю знакомить своих воспитанников с суджанской игрушкой. И в этом большую помощь мне оказывают мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел. Они являются частыми гостями в нашем саду. Важно, чтобы народная культура не угасала, а была тем светочем, который поможет будущим поколениям гордиться мастерством и талантом своих предков.

Мне было интересно самой постичь науку работы с глиной. После работы я спешила в Центр, чтобы узнать что - нибудь новое. И, знаете, это занятие так увлекает. Забываешь обо всё м: о проблемах, о головных болях, когда окунаешься в этот светлый мир искусства. Задачи, которые я поставила перед собой, были и сложны и просты одновременно: научиться, а потом научить других. Я многое узнала о глине, из которой изготавливали игрушки. Оказалось, что и сама глина для изготовления посуды, игрушек, была особенной.

Лепку из глины все чаще вводят в образовательную программу детских садов и общеобразовательных школ.

Почему выбран именно этот материал?

Глина – это природный материал, известный людям с незапамятных времен, экологически чистый в отличие от пластилина, производимого химическим способом.

Глина требует больших усилий, сложных манипуляций с материалом, тонких действий с мелкими предметами, нежели работа, например, с пластилином или соленым тестом, а это означает и лучшее развитие мелкой моторики рук. Ученые давно уже доказали взаимосвязь развития речи с развитием мелкой моторики. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.

В лепке сочетаются физический и умственный труд. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Усвоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, формируются навыки самообслуживания.

Этот труд, требующий напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата активации процессов мышления, эмоциональной сферы, творчества.

Работа с глиной формирует опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий — твердый», «теплый — холодный», «мокрый — сухой». Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Лепка из глины– хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. В процессе творческой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Глина помогает выразить опыт, который не получается выразить словами. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объемности от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, знакомится с объёмной формой, строением и пропорцией предметов у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности, развивается воображение. Создавая изделие и украшая его, ребенок включает наглядно-образное мышление, воображение и фантазию.

Может быть, кому то будет интересна моя информация. Во всяком случае, я была рада поделиться ею с вами, уважаемые коллеги!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Фотовыставка мини-музея в детском саду «Мир игрушки»Фотовыставка мини-музея в детском саду «Мир игрушки» Создание мини - музея "Мир игрушки" в детском саду. В нашем городе проходил конкурс создания мини - музеев в детских садах среди старших.

Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт)Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт) Игра— это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя.

Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Консультация «Работа с офтальмотренажерами в детском саду» Отчет по самообразованиюТЕМА: «Работа с офтальмотренажерами в детском саду»Щегельская О. Ю. Обоснование выбора темы Зрение играет важную.

Работа с полимерной глиной. Пасхальное яйцо. Мастер-классРабота с полимерной глиной. Пасхальное яйцо. Мастер-класс Работа с полимерной глиной -- очень творческий процесс. Большой плюс у этого материала в том, что после термообработки он сохраняет форму.

Работа с полочкой красоты в детском садуРабота с полочкой красоты в детском саду Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели.

Шефская работа в детском саду-фотоотчетШефская работа в детском саду-фотоотчет Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Она направлена.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с глиной в детском саду. История суджанской глиняной игрушки
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 10:29
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с глиной в детском саду. История суджанской глиняной игрушки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Спицына (УИ 1490368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД