Тамара Рычкова
Из опыта работы «Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы «Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возрас
та»[/i][/i]
Задача воспитания детей: формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно – гигиенических навыков. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.
Публикация «Из опыта работы „Фольклор в воспитании культуры поведения и развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Культура поведения для детей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для хорошего самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно – гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды, режим дня к которому ребенок привык в семье.
Из опыта работы могу сказать, что иногда дети негативно реагируют на режимные моменты. Прежде всего, я стараюсь добиться доверия детей, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослым, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок культурного поведения детей веду по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, то есть в коллективе. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым – все это основополагающие программные задачи.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, делаю этот процесс доступным, интересным и увлекательным педагогически тонко, ненавязчиво. При этом учитываю возрастную особенность детей – стремление к самостоятельности.
Для освоения детьми правил культурного поведения, навыков самообслуживания использую беседы, коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм.
В работе с детьми активно использую народное творчество, стараясь, чтобы оно звучало во всех видах деятельности ребят. Дети с интересом воспринимают предлагаемый материал, легко запоминают короткое, образное содержание потешек, прибауток, песенок.
Подобрала и систематизировала стихи и потешки для работы по освоению гигиенической культуры, правил поведения. Такой прием побуждает детей добиваться более рациональных действий во время режимных моментов.
Одева
ние[/i]
Кто в обновку нарядился, чья дочурка – баловница?
Таня – вот кто!
Завязали Катеньке шарфик полосатенький.
Давай будем одеваться…
-Я сама! Я сама!
Я умею обуваться, если только захочу.
Я и маленького братца обуваться научу.
Вот они сапожки. Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот и шубка на плечах,
Рукавички на руках,
Теплый шарфик на груди.
Все готово, выходи.
Маша варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик! Как живешь?
Умыва
ние[/i]
Ай лады, лады, лады! Не боимся мы воды,
Чисто умываемся, друг другу улыбаемся.
Ты вода – водица, всех людей царица,
Пузыри пускай, мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки, моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку, моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад, перемоем всех подряд.
Сам я мою руки с мылом, сам я умываюсь.
Даже полотенцем сам я вытираюсь
Чтобы быть чистым, опрятным,
В одежде аккуратным.
Чистая водичка моет Вове личико,
Танечке – ладошки, а пальчики Антошке.
(Моет всем ладошки)
Водичка, водичка, умой Тане личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Буль, буль, буль журчит водичка,
Все ребята любят мыться.
Будет мыло пениться и грязь куда-то денется.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Глаз, купайся! Грязь, сдавайся!
Катя! Мой лицо и шейку,
Малься мылом хорошенько,
Воду ты не разливай, сухо руки вытирай.
Руки надо чисто мыть!
Рукава нельзя мочить!
Знаешь, знаешь, да, да, да!
Где здесь прячется вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся потихоньку, лейся посильней,
Будет умываться веселей.
Завт
рак[/i]
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто маму не слушает? Кто кашу (супчик) не кушает?
Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает!
У козы – то у рогатой дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет, молока им принесет.
Бабка, бабка, рваные тапки,
Дай нам кашки, кашки – малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!
Кашу с маслицем сварю да и Сашу накормлю.
Умница, Настенька!
Ешь кашку пушистую, сладкую, душистую.
Сорока – ворона кашку варила,
Кашку варила, Маше говорила:
Сначала кашку кушай,
Потом сказку слушай!
Ам! Ам! Ам! Я тебе игрушку дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай – ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам!
И на целую версту с каждой ложкой подрасту!
Стану я большим совсем, и тогда тебя я съем!
О
бед[/i]
Наши детки держат ложку
Набирают понемножку.
У нас много ребят, все на стульчиках сидят,
Супчик вкусненький (кашу маслену) едят.
Динь – динь – динь, шире ротик разинь
Моя куколка, моя луковка,
Ротик клюковка, носик пуговка.
Если вас не посетит за обедом аппетит,
Надо вызвать ложку, ложку – неотложку.
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке,
В ней приедет аппетит в шапке – невидимке!
Ну, теперь нельзя зевать – Постарайтесь поспевать за этой ложкой…
Рот пошире открывать и смелее управлять
Ложкой – неотложкой.
Сорока – белобока по лесу летала,
За стол сажала, супом (кашей) угощала.
Открываем, детки, рот.
Кто же скушает вперед?
Полд
ник[/i]
Ай, качи – качи – качи!
Глянь, баранки – калачи!
Глянь, баранки – калачи!
С пылу, с жару, из печи!
Дали Наде пирожок, дали Саше пряничка,
Ешь скорее, Ванечка!
Чики – чики – чикалочки,
Испеку всем бараночки,
Бублики и пышки чтоб кушали детишки.
Повяжу тебе салфетку,
Ешь скорей ватрушку,
Молоко свое допей
И пойдем играть скорей.
Пышки – лепешки в печи сидели,
На нас глядели, в рот захотели.
Ой, ладушки, ладушки, испечем оладушки.
На окно поставим, остывать заставим.
А остынут – поедим, и воробушкам дадим.
Люли, люли, люли, прилетели гули,
Коровку подоили, молочком напоили.
Летите, пичужки, несите ватрушки нашему Андрюшке.
Раскапризневшемуся
Кокли – мокли! Кокли – мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать, хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу.
Рева – корова разревелась снова.
Вот как слезки льются – можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь, подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка – коровушка.
Хватит плакать, рева, вот, смотри, корова!
Говорит она: Му –му! Что ты плачешь не пойму?
Я пришла из далека, принесла я молока,
Хватит нам на кашку и еще на чашку.
Молоко мое ты пей, сразу станешь веселей!
Порядок, аккуратно
сть[/i]
Это каждому (или имя ребенка) известно:
Поиграл – клади на место.
Ну! Теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наш Алешенька пойдет,
Через киску упадет.
До чего же хороши
Наши с вами малыши.
В зеркало вы посмотритесь
Аккуратно причешитесь.
Как букашка кашку ест,
Вы не видели букашку?
Собиралась кашку есть
Прямо в кашку, прямо в кашку
Наровит ногами влезть.
Кто берет пример с букашки
Я с такими не вожусь, я с такими за обедом
Даже рядом не сажусь.
Слушай, Костя! Грызет мальчик ногти.
А в двух шагах от Кости
Грызет собака кости,
И Косте говорит: Не порть мне аппетит!
Литература
Аполлонова Н. А. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». Дошкольное воспитание,1992г. №5-6.
«Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни». Дошкольное воспитание, 1986 г. №1.
Генералова Н. «Русские народные потешки в жизни малышей». Дошкольное воспитание, 1985г. №11.
«О культурно-гигиенических навыках». Дошкольное воспитание, 1986 г. №1.