Получи документы

Консультация «К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях»

раиса медникова
Консультация «К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях»

вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях"

Музыка – одно из тех искусств, в котором содержание произведений подчас довольно трудно передать словами. Это трудно сделать взрослым людям и тем более нелегко – маленьким детям, у которых невелик запас слов. Поэтому на первоначальном этапе музыкального воспитания младшие дошкольники слушают вначале музыку со словами, а затем, по мере расширения их слушательского опыта, им предлагаются несложные инструментальные произведения и только потом – произведения более сложные по форме и средствам выражения. Но как передать словами те чувства и переживания, которые вызывают у ребенка слушание, пение или исполнение музыкальных произведений, если речь недостаточна развита?

Публикация «Консультация „К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Каждый из видов музыкальной деятельности (пение, слушание, игра на ДМИ, музыкальные игры) развивает речь детей, расширяется кругозор, обогащается словарный запас:дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов,  фамилии, имена композиторов. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи : невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И еще одна сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника. Здесь решаются следующие речевые задачи:

 1. Совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи;

 2. Культура выразительного исполнения, формирует речевую выразительность;

 3. Формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 4. Развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, которые способствуют  автоматизации звука, закреплению правильного произношения - это русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру»

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .

Формируя чёткую дикцию, поем скороговорку на одной – двух ступенях:

“Не по шоссе, а около катилось О и охало”

Чистоговорка “ Мама мыла Милу” :

 Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.

 Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.

 Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше. Упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции. А используя в играх и упражнениях  восклицания: ой, ох, ах, ух… В р. н. п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”, способствует естественному, без напряжения  звучанию первого звука, тона.

Поем, “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” - Это помогает лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

Чтобы более чётко произносить слова, используем приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

«Комар», «Жук», - автоматизация изолированного произнесения звука «з», «ж». Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь : уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки.

Способствует расширению словарного запаса знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами, это еще позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на различные вопросы : весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

  Очень эффективными для речевого развития являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка.

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребё нка: вызывает живой интерес и позитивные переживания.

Связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей : слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи.

Игра на металлофоне способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основу слуха музыкального.

 Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи : помогает глубже понять его эстетическую сущность.

 

Публикации по теме:

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «К вопросу о развитии речи на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 18 мая 2022 в 19:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД