Папки-передвижки

«Как мы играли в старину»

Инесса Слюсарь
«Как мы играли в старину»
▼ Скачать + Заказать документы

Красоту, чистоту мы у старших берем Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и настоящим.

В. Высоцкий

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные сказки, русские народные игры, русские народные песни, загадки, русское народное творчество. Ведь мы не раз встречаемся с этими понятиями.

Публикация «„Как мы играли в старину“» размещена в разделах

В далекие времена, когда у людей не было ни грамоты, ни книги, всякая песня, всякая сказка только и могли, так - переходя от человека к человеку, через живую речь, из уст в уста. Поэтому все, что так передавалось и пришло к нам из глубины веков, мы называем теперь устным творчеством, или фольклором (народная мудрость, народные знания).

Фольклор - это художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом.

Основным содержанием приобщения детей к русскому национальному искусству является жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания, а отсюда вытекают главные задачи в этом направлении - знакомить детей с устным народным творчеством - важной частью духовной жизни народа, знать, что заботило, радовало русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали детям и внукам.

Одной из форм проявления к своей национальной культуре является знакомство с народной песней. Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она напевает ее, убаюкивая ребенка. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

В нашей группе мы знакомим детей с русскими народными сказками: «Курочка - ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» - эти сказки понятны ребенку потому, что их герои - животные, которые разговаривают и действуют как люди, выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п., бытовые действия (убирают дом, пекут пироги, художественные (пляшут, поют, игровые (играют в прятки, бегут наперегонки). Детей уже не удивляет поведение сороки - белобоки, курочки - рябушечки, козы - дерезы, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события. Эти знания систематизируются: человек и его жилище; человек и результаты его труда; человек и растительный мир; человек и животный мир, и многое другое. Художественное произведение помогает почувствовать реалистичное в повествовании (например, «Как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые») и сказочное («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился» и т. д.)

Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто включается в игру со взрослыми, легко откликается на любое предложение развернуть игровое действие в ролях. Его интересует результат действий персонажа, волнует собственная причастность к происходящему, скажем, может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока - ворона, или отведать пирожка, который купил на торжке котик, попить водички, которую принесла курочка - рябушечка. И что главное, ребенку удается плавно войти в воображаемую ситуацию, понять «понарошечность» действий героев. Не имея в реальной действительности даров курочки, котика, сороки - вороны, не удивляются их отсутствию, и ведет себя так, как будто перед ним и полный горшочек сваренной каши, и полное ведро воды, и пироги «с пылу, жару из печи - так горячи». Примечательно, действия ребенка принимает так же имитационный характер - он аккуратно несет ведро, боясь расплескать воду, ест кашу, да еще и похваливает ее вкусовые качества.

Фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека.

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

С детьми постарше у нас в саду знакомство с детским фольклором осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Например, на «Святках» дети с воспитателями и музыкальными руководителями наряжались в русские народные костюмы, поздравляли друг друга колядными песнями, водили хороводы, посевали группы, угощали сладостями.

Так же проводилось развлечение «Здравствуй, Масленница», на котором сказочные персонажи: скоморохи и матрешки пели вместе с детьми, плясали, играли в игры-забавы, угощали вкусными блинами

У нас в саду проводилось развлечение «Проводы Зимы», на котором сказочные персонажи: матушка Зима, скоморохи, пираты, Весна веселили, развлекали детей. На празднике звучали заклички, веснянки, русские народные песни о временах года, пляски, дети в играх-забавах соревновались в силе, ловкости и смелости.

В других детских садах ежемесячно проводятся дни творчества, которые посвящены знакомству с национальной культурой, историей России - дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества. Кульминацией месяца становится яркое, незабываемое событие - День страны.

С самого раннего утра в этот день все дети и взрослые наряжаются в народные костюмы - яркие сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки. По коридорам разгуливают скоморохи, веселят всех шутками, частушками, прибаутками, угощают детей настоящими петушками на палочках. В этот день музыкальный зал - музыкальная светелка, кабинет эстетики - город Мастеров. И занятия в этот день особенные. Из музыкальной светелки доносятся звуки гармошки, здесь музыкальные руководители потеху затеяли: песни поют, в игры играют, а сколько

частушек дети знают. «Ходи, хата, ходи, хата, ходи, курица мохната»- задорно поют мальчишки и девчонки. Кто же спрятался за забором? Ура! Узнали! Малыши радостно обнимают друг друга. Вот такая развеселая потеха.

Занятия по хореографии превращаются в танцы за околицей. Собираются сюда парни и девчата на гулянье - хороводы поводить, поплясать, да удаль свою показать. А встречает их за околицей русская девица - красавица с белокурой косой и веночком на голове (педагог хореограф). Лихо отплясывает она под задорную русскую народную музыку. Да и дети не отстают, весело отстукивают пяточками дробушки. Не занятие, а самое настоящее гулянье!

А что же в городе Мастеров делается? Здесь кипит работа Мастерицы города (педагог изобразительного искусства) много интересных дел придумали. Лепят дети не из глины и пластилина, а из самого настоящего теста самые настоящие пироги с капустой. Старательно раскатывают дети лепешку, накладывают начинку и закрепляют пирог. Ну и пусть весь нос в муке, зато такую вкуснятину сами своими руками сделали! Глаза малышей светятся радостью и счастьем.

А вот наши маленькие художники. Они не просто рисуют, а занимаются художественной росписью. В их руках невзрачные глиняные матрешки превращаются в яркие, красочные куклы. Как настоящие мастера-умельцы прорисовывают дети матрешкам глазки, украшают росписью их сарафаны., Стараются, на ярмарку матрешек готовят. Рядом с художниками трудятся прикладных дел мастера. Они мастерят из ниток забавные игрушки. Интересно за ними наблюдать со стороны. Сидят чинно рядком, нитки мотают, песню русскую поют. Вот и головка готова, туловище. Еще немножко «поколдовали» и уже танцует по столу куколка забавная. Оказывается, игрушку можно не только в магазине, но и сделать ее самим, как прабабушка в старину.

Весело и в физкультурном зале! Петрушка и Марфушка (инструкторы по физической культуре) народные игры и забавы задумали. С восторгом скачут малыши в мешках, перетягивают канат, перепрыгивают через «костер». Целый день с утра до вечера слышен визг, шум, смех и веселье.

По всему детскому саду разносятся ароматы. В старших и средних группах дети стряпают сушки, крендельки, пряники, печенье. Около кухни очередь выстроилась. Все хотят побыстрее свои «постряпушки» испечь и попробовать. В духовке места не хватает.

Самых маленьких воспитанников в гости пригласил Емеля. Всех блинами угощает, потеху для них устраивает, а русская Матрешка малышам сказку показывает. Весело танцуют дети с платочками, стучат ложками, с Медведем в догонялки играют, сладкими оладьями да блинами угощаются.

Лишь ненадолго в этот день затихает детский сад. Спят счастливые малыши, сладко посапывают и улыбаются. Наряды и костюмы, аккуратно развешанные на стульчиках, терпеливо ждут, когда их хозяева отдохнут и смогут вновь прыгать, веселиться, плясать.

Самое яркое событие Дня страны - ярмарка. Чего тут только нет! Вкусная сладкая выпечка, самодельные игрушки, сувениры, поделки, украшения, вязаные носочки и салфетки, с любовью выполненные руками пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и руками работников детского сада.

Весело на ярмарке? Цыганка - гадалка судьбу предсказывает. Хозяйки всех чаем ароматным угощают. На импровизированной сцене «артисты» песни и частушки поют5 танцы устраивают. Весь детский сад на ярмарке собрался.

До самого вечера продолжается народное гулянье.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, развивают его творческие способности, вызывают интерес к народному творчеству.

Публикации по теме:

Сценарий досуга ко Дню матери для старшей логопедической группы Конспект досуга для старших дошкольников ко Дню Матери. (логопедическая группа) Зал стилизован под русскую избу. В центре печка, лавки,.

Мудрые Мысли… Цель воспитания - не допускать, чтобы любовь к себе заглушала любовь к ближнему.          П. Буаст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как мы играли в старину»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 13:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как мы играли в старину»» (включая файлы) размещена пользователем Инесса Слюсарь (УИ 103227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД