Папки-передвижки

Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»

Русакова
Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»
▼ Скачать + Заказать документы

5-6 лет – благоприятный период для формирования у ребенка психических процессов, развития творческого потенциала, связной речи. Как известно, ее формирование и совершенствование тесно связаны с творческим мышлением, творческими способностями и другими сторонами психической деятельности. Формированием связной речи необходимо заниматься специально, особенно если речевое развитие нарушено. В этом возрасте нужно целенаправленно побуждать ребенка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности, так как кроме коммуникативной уже развивается и планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому с 5 лет его можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, которые часто встречаются в сказках, рассказах, помогают понять их настоящий смысл.

Публикация «Консультация „Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы“» размещена в разделах

Понимание ребенком смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов происходит в том случае, если он умеет устанавливать логические и причинно-следственные связи, делать умозаключения. Но дошкольнику, особенно с речевыми нарушениями, сложно понять перенос значения выражений, вникнуть в их суть. Разбирая их в практически-игровой деятельности, обсуждая смысл каждого из них, воспитатели помогают ребенку запомнить пословицы, применять их к месту, более четко уяснять их внутреннее содержание.

Так же как и сказки, пословицы обращены в первую очередь к младшим поколениям и прямо или косвенно поучают, дают полезные советы, предостерегают от дурных или необдуманных поступков: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Береги честь смолоду, а платье снову», «как постелешь, так и выспишься».

К месту употребленная пословица действует иногда сильнее, чем пространное увещевание. И это объясняется не только ее верностью жизни, мудростью, тем, что она выражает устоявшееся коллективное мнение. Сила воздействия метких народных изречений определяется уже тем, что они дают ярко эмоциональную оценку человеческим качествам, поступкам, самым разнообразным сторонам действительности. «… В них есть все: издевка, насмешка, попрек, словом – шевелящее и задирающее за живое», - писал Гоголь.

Заключение о жизни в пословицах в конкретной образной форме. При этом образы оказываются настолько емкими и выразительными, что дают простор для самого широкого истолкования пословицы, для употребления ее в переносном смысле. Так, например, в пословице «Куй железо, пока горячо» под горячим железом подразумевается любое неотложное дело.

Выразительность пословицы усиливается необычайной лаконичностью и четкостью оформления мысли, а так же ритмической организацией речи, звуковыми повторами: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж», «И честь не в честь, коль нечего есть».

Благодаря образности, ритмическому складу, завершенности мысли пословицы воздействуют не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и укладываются в памяти, выверенные опытом многочисленных поколений, пословицы и сегодня служат борьбе за то, чтобы честность, правдивость, чуткость, любовь к труду и другие прекрасные человеческие качества становились нормами жизни каждого члена общества. Этим и определяется их большая роль в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Пословицам отводится значительное место в учебных книгах. Немалое количество народных примет, пословиц помещено в книгах. Как правило, мудрые народные изречения связывают с тем материалом, который читается воспитателем.

Подробно анализируя с ребятами такие, например, пословицы, как «Отклад не идет на лад», «Не хвали себя, пусть люди похвалят», «Поспешишь – людей насмешишь», воспитатель добивается, чтобы сформулированные в них правила, требования, выводы закрепились в сознании детей и стали для них руководством во всех делах.

Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например, вопросы: «О ком, можно сказать: не спеши языком, торопись делом?», «Кому мы напомним: слово не воробей, вылетит – не поймаешь?» и т. д.

Воспитатель имеет возможность проанализировать и обсудить с детьми ряд половиц, поработать над их формой, словом и образом, поучить ребят употреблять к месту меткие народные изречения.

Возьмем пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Воспитатель обращает внимание детей на то, что в пословице труд и лень противопоставлены, и это действительно противоположные явления, они как бы враги. Трудом создаются все богатства земли. Люди выращивают хлеб, строят города, делают вещи, без которых нельзя обойтись. Поэтому труд в пословице ободряется, высоко оценивается. А лень порицается, она может испортить человека, толкнуть его на плохой путь. Воспитатель подчеркивает, что о труде, как о чем-то живом и таком важном, от чего зависит вся жизнь человека. Труд дает ему средства к жизни, а лень может испортить человека, изуродовать его жизнь. Беседа о пословице перерастает, таким образом, в разговор о жизни, о значении труда, об отношении к нему.

Воспитатель стремиться показать детям выразительность пословицы, дает им почувствовать, как сильно и точно высказано в ней народное убеждение в великом значении труда: он кормит. Слов в пословице мало, а мысль утверждается большая, важная, а звучит она складно, красиво. Как еще можно выразить эту мысль, какой пословицей? – ставится вопрос, и ребята без труда находят подходящее по смыслу изречение: «Кто не работает, тот не ест».

Через конкретные художественные образы пословиц воспитатель ведет детей к осмыслению жизни, к осознанию огромной нравственной и эстетической ценности труда. Пословицы развивают у детей способность мыслить отвлеченно, понимать переносное значение слов, вырабатывают чутье к образному языку.

Только основываясь на конкретном анализе текста пословицы, воспитатель сможет убедить детей в справедливости, меткости, мудрости народного изречения, показать большой объем его значения, эмоциональную и изобразительную силу, красоту звучания. В каждом отдельном случае должен быть раскрыт смысл заключенного в пословице образного выражения и то чувство, которое оно в себе несет. Через конкретные художественные образы народных пословиц воспитатель ведет детей к осмыслению и нравственно-эстетической оценке явлений окружающей действительности.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе»Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация «Как безболезненно научить детей соревноваться?»Консультация «Как безболезненно научить детей соревноваться?» Консультация может быть полезна для инструкторов и воспитателей. В младших группах, когда дети адаптировались в условиях детского сада и.

Консультация «Как научить детей прыгать на скакалке» Вам понадобится - веревочная или резиновая скакалка. Инструкция: 1. Обучать детей прыгать на скакалке можно начинать уже с 4 летнего возраста.

Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»
Опубликовано: 29 июня 2020 в 15:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как научить детей 5–6 лет понимать пословицы»» (включая файлы) размещена пользователем Русакова (УИ 2357359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД