МААМ-картинки

Консультация «Как научить ребенка держать правильно ручку и карандаш»

Светлана Алексеева
Консультация «Как научить ребенка держать правильно ручку и карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Именно в дошкольном возрасте важно приучить ребенка правильно держать ручку. А лучше начинать с карандаша, именно с ним ребенок учится разному нажиму, хорошо тренируются мышцы пальцев.

Привычка держать ручку неправильно - может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. По мере увеличения объема и скорости письма жалобы у детей возникают все чаще. Вот почему так важно научить ребенка правильно держать ручку до начала обучения в школе, тем более, если сформируется неправильный навык, переучить ребенка будет очень сложно.

Публикация «Консультация „Как научить ребенка держать правильно ручку и карандаш“» размещена в разделах

Одним из эффективных приёмов является пальчиковый массаж. Сегодня я представлю вам не совсем обычный массаж. Массажные движения здесь выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью шестигранных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук, пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, развивают память.

Детям очень нравятся массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. При массаже используются различны виды карандашей : толстый, тонкий, круглый, короткий, тяжелый, длинный, шестигранный.

Пальчиковая гимнастика (с шестигранным карандашом)

Взяли в руки карандаш

Он всегда помощник наш.

Потираем о ладонь,

Добываем мы огонь (прокатывание карандаша между ладонями).

На рояле поиграй,

Пальчики перебирай (нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев).

По столу волчок вращай,

Карандаш не выпускай (вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами).

Отправляется в полёт

Наш красавец-самолёт (вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу (продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами).

Нарисуем мы ладошку,

Отдохнём потом немножко (обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя межпальцевые зоны)

Карандаш я подержу,

В гости к пальчику приду (передача карандаша каждому пальчику поочередно из правой руки в левую (сжать карандаш большим пальцем правой руки и передать большому пальцу левой руки. Затем передать указательному пальцу правой руки, затем указательному пальцу левой руки и т. д.)

Карандаш катать я буду,

Может быть, огонь добуду (раскатывание карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья в разном темпе. Затем раскатывание 2-х карандашей)

Карандаш кручу я ловко,

В школе мне нужна сноровка.

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».

Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».

Как правильно держать ручку (карандаш) во время письма:

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму. Поэтому не только надо много раз повторять ребенку : «Возьми ручку правильно», но и надо ему дать правильный пишущий инструмент!

Чтобы научить ребенка держать карандаш правильно - используйте описанные ниже приемы:

Приучайте ребенка правильно захватить карандаш :

- можно уложить карандаш спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим карандаш на «кроватку». Под «голову» (конец карандаша) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть карандаш «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

- специальные помощники - резиновой насадки. Благодаря такому приспособлению, малыш легко запомнит верное расположение пальцев при захвате инструмента для письма. Кроме того, такие насадки выполнены в виде различных зверушек, отличаются яркой расцветкой, что не может оставить равнодушным малыша.

- самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.

- с помощью салфетки. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

Помните, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы — завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Как правильно держать ручку (карандаш) во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Ребёнок держит ручку неправильно если :

• она располагается в кулаке;

• его захват похож на щепоть или горсточку;

• большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);

• опорой ручке служит любой другой палец, а не средний;

• малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;

• верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;

• ребёнок слишком сильно зажимает ручку в пальцах;

• рука его зажата, напряжена;

• он пишет, сильно надавливая на бумагу;

• нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Обратите внимание на детали:

• ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны — он не умеет изменять положение карандаша (ручки) с участием пальцев;

• преобладание маленьких предметов на рисунке свидетельствуют о том, что малыш пишет, зажимая кисть, фиксирует её на плоскости листа.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

Покажите малышу, как правильно держать ручку. Зафиксируйте его руку своей на пишущем инструменте в правильном положении и пишите так вместе.

7 способов, как научить ребенка правильно

держать ручку или карандаш

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

Способ 1 – с помощью салфетки. Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка. Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!

Способ 2 – аналогия с дротиком. Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.

Способ 3 – ручка – «самоучка». Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей. Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка - обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев. Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики. Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Способ 5 – метод пинцетного захвата. Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол. Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении. Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка. Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

Способ 6 - точка на пальчике. Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Не забывайте укреплять мускулатуру рук, развивать мелкую моторику и координацию.

Навыки правильного письма очень важны для гармоничного развития ребёнка, как личности, его здоровья и профессионального роста в будущем. Существует много способов научить малыша держать пишущий инструмент правильно.

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия. Желаю успехов!

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой» Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш»Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка правильно держать карандаш. Рассмотрим, как выглядит правильный его захват. Разберём, какие.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.

Консультация для родителей «Взял я в руки карандаш» (изобразительная деятельность ребенка) Консультация для родителей. Взял я в руки карандаш. (Изобразительная деятельность ребенка) Образовательная область «Художественно-эстетическое.

Консультация «Как правильно держать ложку?»Консультация «Как правильно держать ложку?» Выполнила: О. И. ПетроваКак правильно держать ложку? Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам, как научить ребенка-дошкольника.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку?Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. Как научить ребёнка правильно держать карандаш и ручку? Советы учителя-дефектолога родителям дошкольников. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ И РУЧКУ? Почерк — одна из насущных проблем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребенка держать правильно ручку и карандаш»
Опубликовано: 11 марта 2023 в 14:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как научить ребенка держать правильно ручку и карандаш»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Алексеева (УИ 147972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД