МААМ-картинки

Как помочь эмоциональным детям

Анна Куратова
Как помочь эмоциональным детям
▼ Скачать + Заказать документы

Социально адаптированное поведение ребенка включает умение свободно выражать свои чувства (как позитивные, так и негативные) во взаимодействии с другими детьми, а также умение чувствовать другого, сопереживать ему.

Игнорирование своих чувств, неумение открыто выражать эмоции порождают у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «Я», самооценки. Такие дети часто не могут заявить о своих желаниях, сделать выбор, удовлетворить свои потребности, что способствует закреплению форм поведения, характерных для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта, самопредъявлении, самовыражении.

Публикация «Как помочь эмоциональным детям» размещена в разделах

Все поведение ребенка основывается на эмоциях. Они делают наша сокровище славным паинькой или ёжиком. Они все время в поиске, они все время копируют, пробуют, получают шишки, и все же всегда своей близостью к нам придают жизни смысл. Иногда они чрезмерно беспокойны, суетливы, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, а положительных результатов добиться трудно.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям, - застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Как родители, так и воспитатели в детском саду нередко считают эти особенности поведения избалованностью или «характером», проходящими недостатками детского возраста.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.

Как вести себя с ребенком, проявляющим агрессию:

Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»

Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.

Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе преложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой ( например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше подушку, а не детей», а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

В психологии существуют представления о причинах упрямства и возрастных периодах, когда дети упрямятся особенно активно. Что же стоит за проявлением упрямства?

В развитии детей существуют возрастные периоды, когда желание настаивать на своем, делать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано, прежде всего, с так называемым кризисом трех лет и подростковым возрастом. В это время желание делать многое, если не все, по-своему, самостоятельно столь сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие ему, вызывают реакции протеста. Поведение ребенка определяет девиз «Я сам». Несмотря на то, что все дети проходят через периоды возрастных кризисов, у одних они протекают в мягкой форме и довольно быстро, другие же переживают их остро, бурно, с сильным обострением отношений со взрослыми, причем процесс этот может затянуться на долгое время. Как будет протекать кризис, зависит не только от особенностей самовыражения ребенка, но и от поведения взрослого.

Как перейти от противостояния к взаимопониманию:

Если ребенок упорствует в своем нежелании делать что-либо, имеет смысл уточнить, расспросить, чего именно он не хочет. Доброжелательные вопросы со стороны взрослых дают ребенку возможность почувствовать, что его хотят понять, а это не что иное, как первый шаг к диалогу.

Набор предлагаемых вариантов формулируется в виде вопроса, а не утверждения или предложения.

Прояснение желаний- это не допрос с пристрастием, самый важный результат заключается в ощущении ребенка, что им интересуются, его хотят понять.

При общении с тревожным ребенком, придерживайтесь следующих правил:

Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Спрашивайте ребенка в середине занятия.

Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.

Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.

Используйте на занятиях визуальную поддержку.

Снижайте количество замечаний.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Также встречаются застенчивые дети, это дети, которые не умеют поддерживать отношения с другими детьми, не уверенны в себе, робкие, нерешительные.

При общении с данной категорией детей, необходимо придерживаться определенных правил:

Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться.

Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу- особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направленно на них. Существует два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя: 1-й способ- постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться. ; 2-й способ- медленный счет про себя- до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст возможность отвлечься и успокоиться.

Очень часто мы сталкиваемся с детским страхом.

Многие дети боятся громкого шума, музыки, сказочных персонажей, клоунов, темноты, боязнь что у него что-то не получится, что он не справится.

Чтобы помочь ребенку побороть свой страх, необходимо следующее:

Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Всего боится» или «Я ни на минуту не могу отойти».

Один из основных принципов коррекции страхов –смеяться не над ребенком, а вместе с ним над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

Воспользуйтесь воображением ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте ребенка. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, клоун и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паучка, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью- общая оздоровительная процедура для психики.

Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

Список используемой литературы:

1) Алла Баркан: «Как научиться понимать своего ребенка».

2) Борис Бах: «Ваш малыш- Личность».

3) Е. В. Шитова: «Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет».

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по выявлению уровня эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, а так же знаний педагогов о влиянии среды на эмоциональное.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми Рекомендации по работе с агрессивными детьми 1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. 2. Придерживаться.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь эмоциональным детям
Опубликовано: 7 октября 2013 в 18:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь эмоциональным детям» (включая файлы) размещена пользователем Анна Куратова (УИ 138857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД