Приложение МААМ

Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре «Катись-катись, яблочко»

Ольга Токарева
Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре «Катись-катись, яблочко»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

организации и проведения развлекательно познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре

«Катись-катись яблочко»

Конспект составила и провела занятие

в рамках Муниципального профессионального

конкурса «Воспитатель года

музыкальный руководитель ВКК

МКДОУ БГО Центра развития ребенка –

детского сада№11

Токарева Ольга Станиславовна

Борисоглебск 2016

Публикация «Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре „Катись-катись, яблочко“» размещена в разделах

Задачи:Продолжать знакомить детей с историей родной страны,приобщая к русской народной культуре, посредством устного народного творчества и музыкального фольклора. Развивать интерес к народному быту, обычаям и музыкальному творчеству. Познакомить детей с народной культурой прошлого,с устройством русской избы, предметами старины, образом жизни людей того времени. Развивать умение детей правильно интонировать мелодию в попевках, чувство ритма в процессе игры на ложках. Совершенствовать музыкально ритмические движения в игре- пляске «Карусель». Способствовать развитию положительной социально-эмоциональной сферы в процессе слушания русских и казачьих песен. Воспитывать нравственность на основах народного творчества чувства красоты и любознательности, художественный вкус, уважение к прошлому нашей Родины, чувство сопричастности с родной культурой.

Обогащение словаря: Русь, рубаха, юбка-понёва, лапти, изба, ухват, кукла пеленашка. Интеграция образовательных областей ФГТ: познание, коммуникация,социализация, музыка,художественное творчество, интеграция образовательных областей ФГОС: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие.

Предшествующая работа:Совместная работа с педагогами и родителями по

ознакомлению детей с историей родной страны, экскурсии в краеведческий музей, знакомство с народными промыслами, фольклором, устным народным творчеством, русским национальным костюмом.

Оборудование: мультимедийное оборудование с тематическими сладами. Аудио и видеозаписи русских народных плясовых мелодий, мини музей русской избы с внутренним убранством и предметами обихода, русские народные костюмы, ярмарочная карусель, русские народные музыкальные инструменты.

Ход занятия:Предлагаю детям привести себя в порядок и сесть поудобнее. Говорю детям: «Сегодняшняя наша встреча будет необычная, а о чём пойдёт речь, я вам сейчас расскажу. Мы живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?»

Дети: Россия

- Россия – это очень большая страна. Чтобы проехать её на поезде, потребуется целая неделя. А на быстром современном самолёте целый день. Как велика наша земля, как широки просторы, озёра, реки и поля, леса и степь, и горы. Раскинулась моя страна от севера до юга, когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.

Вопрос детям: «Кто знает, как с любовью называли нашу Родину в старину и как называют сейчас. Ответы детей: матушка Россия, родная сторонушка, родина мать Русь великая, земля кормилица, гордая Россия.

- Ребята, вы хотите увидеть, как жили в старину на Руси?»

С помощью мультимедийного оборудования рассказываю детям, о том, как жили люди в древней Руси.

Предлагаю детям сесть вокруг экрана. Обращаю внимание на иллюстрации фрагментов деревенского быта.

1 слайд. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

Дети: 2слайд: «Катись, катись яблочко по блюдечку,покажи нам Русь-матушку»

Дети:Слава нашей стороне, слава русской старине.

3 слайд. И про эту старину, я рассказ сейчас начну,

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

4 слайд:столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

5 слайд: жители этих деревушек работали в поле и на огороде, ухаживали за домашними животными.

6 слайд: ловили рыбу, охотились, собирали ягоды и грибы

7 слайд: пекли пироги в жарких русских печах, щи да кашу варили.

9 слайд: украшали окна деревянной резьбой, лепили из глины, мастерили из дерева посуду и игрушки,

11 слайд: плели кружева, вышивали

13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего души.

-А хотите отправиться в путешествие по древней Руси?

В этом нам поможет машина времени.

-Чтобы отправиться в путешествие на машине времени, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова. Раз, два, три – покружись,В древнем мире окажись

Дети и педагог перемещаются в древнюю Русь, переодеваются в русские народные костюмы. Звучит колокольный перезвон

Дети открывают глаза, рассматривают себя в костюмах.

-Ребята,посмотрите,во что мы свами одеты?

Дети:В русские народные костюмы.

-У каждого народа издревле был свой национальный костюм, свои традиции обряды, кухня, мы свами живём впрекрасноми богатейшем воронежском крае,наш костюм отражает историю родного края, его обычаи и природу,давайте его рассмотрим.

Дети:Белый цвет обозначал свет, легкость, чистоту во всём. Черный цвет - цвет земли и плодородного чернозёма.

- Правильно ребята. Чёрный цвет - был один из самых любимых в Воронежском крае, потому что он отражал главное богатство нашей стороны - чернозём.

Дети: Красный цвет обозначал любовь и считался праздничным, «красный», значит «красивый», «дорогой».

-Посмотрите на меня: белая рубаха, расшитая орнаментом и тесьмой и юбка-понёва с фартуком украшенным кружевом и вышивкой, обувьлапти, так выглядит традиционный народный воронежский костюм. И вы дети, тоже одеты в русские народные костюмы. Сегодня хозяйкой буду я, но что бы попасть ко мне в гости, надо загадку отгадать.

Стоит жилище,деревянные бочища,

Внутри печь да дрова,это русская (изба)

-Молодцы!Проходите гости дорогие!Смотрите, вот так жили люди в старину.

Дети проходят в избу и рассматривают предметы быта.

-А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку.

Она стоит в русской избе,от неё тепло везде.

Вы поймете, о чём речь, это русская (печь)

-Главным в избе всегда была печь. Для чего нужна печь?

Дети: Давала тепло, в ней готовили еду, сушили ягоды грибы,на печи спали.

-Вы знаете пословицы и поговорки про печь? Давайте поиграем!

Нам поможет горшочек. Дети встают в круг и передают горшочек со словами «Ты горшочек наш беги, на ком остановился, расскажи». У кого оказался горшочек, должен рассказывает поговорку и пропевают, интонируя звуки разной высоты (до, ми, соль).

- Что есть в печи, всё на стол мечи.

-Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

- Молодцы! Отгадайте следующую загадку.

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт

Людям отдаёт, а сам отдыхать идёт. (Ухват)

- Для чего он нужен? (ответы детей).

Всегда русский народ был весёлым добрым храбрым, а главное гостеприимным. Любили гостей в дом звать столы накрывать,пирогами блинами мёдом да кашей угощать. И для этого в домах была посуда, ребята,из чего делали посуду в те времена?И посуду не только к столу подавали, а ещё её использовали как музыкальные инструменты. Как вы думаете, что люди использовали, как музыкальные инструменты?

Дети: Ложки.

Песня «Ложки расписные» (муз. И слова З. Я. Роот)дети поют и играют на ложках

Мультимедиа

-Наша Россия богата реками и лесами, полями и просторами, а какие реки нашего края вы знаете?

Дети: Ворона, Хопёр,Савала,Дон.

-Он широкий и глубокий, величавый Тихий Дон

Край казачий, край раздольный, всюду лесом окружён. Песни у казаков – весёлые и раздольные как степи, а я уже слышу, чьи то голоса.

С русской народной песней «Я на печке молотила» заходит ансамбль «Казачья воля».

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, станичники! (отдают низкий поклон).

Казаки: Здравствуй, хозяюшка! Шли мы мимо, да услышали шум да веселье и решили заглянуть к вам.

-Милости просим! Проходите, присаживайтесь.

Казаки:Мы с веселой песней дружим,по-казачьи говорим.

Хорошо живем, не тужим,со сметаной хлеб едим.

Старину мы уважаем,старину мы бережем.

О Донском старинном краепесни звонкие поем.

-А не поиграть с нами не хотите, гости дорогие?

Казаки: А от чего ж не поиграть!

Игра «Карусель»

- Мы с вами громко пели и не заметили, что стоит в углу? Посмотрите, что это?

Дети: маленькая кроватка

-Как она называется и для чего она?

Дети: колыбель, чтобы качать малыша.

-А что вы ещё увидели в колыбели?

Дети: тряпочных кукол.

-Такие куклы назывались пеленашками. А вы хотите научиться делать такую куклу?

Дети:Да.

Делаем куклу пеленашку.

-В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу- «Бессоницу» и кидала ее в колыбель, приговаривая: «Сонница-бессонница,не играй с моим дитятком,а играй этой куколкой.»Мама пела колыбельную малышу и тот быстро засыпал. Берите своих кукол, садитесь поудобнее, и давайте споём им колыбельную песню.

Казачья колыбельная песня (сл. М. Ю. Лермонтова)

-Ребята, давайте наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку?

-Я хочу вам всем пожелать мира и добра! (продолжают дети)

-Пришло время расставанья. До свиданья! До свиданья!

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

Казаки уходят

Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы отправиться домой нам нужно снова сказать волшебные слова: «Раз, два, три покружись, в своём мире окажись!»

Звучит волшебная музыка, дети переодеваются и возвращаются в группу

Мольберт с иллюстрациями

-Ребята, посмотрите на картинки и выберите то, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии ( иллюстрации: карусель, куклапеленашка, фото казаков, глиняная посуда, деревянные ложки).

Дети расставляют картинки, с понравившимися сюжетами «путешествия» и голосуют за них цветными магнитами.

-Мы с вами сегодня славно попутешествовали и немного устали, пришла пора попить чайку с медком и крендельком.

Публикации по теме:

«Ах, это наливное яблочко» (фотоотчет)«Ах, это наливное яблочко» (фотоотчет) Образовательные области, используемые на занятии: Художественно - эстетическое развитие, Познавательное развитие. Цель занятия перед.

«Яблочко румяное». Конспект занятия по ниткографии«Яблочко румяное». Конспект занятия по ниткографии «Яблочко румяное»конспект занятия по ниткографии. [/b] Цель:[/b] Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами. Развитие.

Яблочный Спас яблочко припасЯблочный Спас яблочко припас 19 августа на Руси с давних времен отмечали великий праздник с красивым названием "Преображение Господне". Наша малая Родина - Кубань.

«Ты, катись, катись, яблочко…» Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы. «Ты, катись, катись, яблочко…» Фольклорный сценарий для детей старшей группы. Зал оформлен в русском стиле, в виде русской избы. Входит.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Яблочко с листочком и червячком» Тема: «Яблочко с листочком и червячком». Образовательные области : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Тема : «Рисование.

Мастер-класс «Пластилиновая аппликация  «Яблочко»Мастер-класс «Пластилиновая аппликация  «Яблочко» Мастер – класс «Пластилиновая аппликация – Яблочко» Для создания аппликации понадобится пластичный, яркий пластилин, для более удобного.

Танец «Яблочко» Танец «Яблочко» для детей подготовительной группы танцуют 6 пар детей. (Девочки и мальчики) Музыка из диска Т. Суворовой. Вступление.

Танец «Яблочко» Елена Копылова Танец «Яблочко» для детей подготовительной группы танцуют 6 пар детей. (Девочки и мальчики) Музыка из диска Т. Суворовой.

Познавательно-игровое мероприятие «Яблочный Спас яблочко припас!»Познавательно-игровое мероприятие «Яблочный Спас яблочко припас!» Лисенкова Л. В. г. Кириши, Ленинградская область Цель: Продолжить знакомство детей с народными традициями, связанными с празднованием Преображения.

Спортивное развлечение для детей первой младшей группы «Катись, Колобок, катись!» Цели: провести спортивное развлечение, способствовать духовно-нравственному воспитанию посредством сказки. Задачи: 1. Оздоровительная: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре «Катись-катись, яблочко»
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 22:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект развлекательно-познавательного мероприятия по приобщению к народной культуре «Катись-катись, яблочко»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Токарева (УИ 365450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД