Папки-передвижки

Конспект занятия «Казачий курень»

Светлана Слизкая
Конспект занятия «Казачий курень»
▼ Скачать + Заказать документы

«Казачий курень»

Цель:

Привлечь внимание детей к знакомству с казачеством.

Задачи:

1. Познакомить с внешним строением жилища казака

2. Пополнить словарный запас новыми словами (курень, низы, верхи, балясы,

плетень)

3. Способствовать развитию познавательной деятельности

4. Способствовать формированию доброжелательности в процессе сотворчества Приемы:

1. Организационный момент:

• Привлечь внимание детей

• Познакомиться

• Создать эмоциональный настрой

2. Проблемная ситуация:

Публикация «Конспект занятия „Казачий курень“» размещена в разделах

• Создать проблемную ситуацию (работа с материалами)

• Мотивировать детей к дальнейшей деятельности

3. Работа с репродукцией картины:

• Познакомить с картиной и художником

• Активизировать познавательную деятельность детей с целью описания

одноуровнего куреня

4. Работа с макетом куреня :

• Активизировать познавательную деятельность детей с целью описания

двухуровнего куреня

• Решение поставленной проблемы

5. Д/игра «Построй курень» :

• Закрепить виды куреней (одноэтажные и двухэтажные)

6. Хороводная игра «Платочек» :

• Снять напряжение

• Повысить уровень работоспособности

• Познакомить с казачьей игрой и ее правилами

7. Продуктивная деятельность:

• Создать условия для реализации потребности в изобразительно-

творческой деятельности

• Закрепить полученные знания через продуктивную деятельность

• Создать условия для получения эмоционального удовлетворения от

проделанной работы

8. Рефлексия:

• Выявить осознание содержания пройденного

• Создать «ситуацию успеха»

• Наметить пути дальнейшего саморазвития

Ход занятия

Звучит казачья песня, сопровождается деревенскими звуками. Здравствуйте, сладки вишенки. .раздаю подсолнухи

донцы-молодцы

В: Здорово дневале! А у казаков это - здравствуйте!

Рада с вами познакомиться. Меня зовут-величают. Я -донская казачка. -А вы знаете кто такие казаки?

-Чем они занимались?

ПОД:

В: Правильно, казаки- вольные люди, которые пахали землю, строили дома, воевали и охраняли свои жилища и семью.

Ребята, посмотрите, что я вам принесла:

На подносе - солома, глина, камень, дерево

В: -Знаете ли вы, что это?

-Как вы думаете, зачем я вам это принесла?

- А хотите узнать?

- Ответить на этот вопрос мы сможем по ходу нашего занятия.

- А какие качества нам в этом помогут? (смекалка, фантазия, творчество, знания, находчивость.)

В: Я приглашаю вас на мою сторонку

В. проводит детей на стулья, где на мольберте стоит репродукция картины

Бориса Щербакова «Казачий курень» (несколько слов о художнике).

В: Перед вами картина художника Бориса Щербакова. Своеобразная красота Донского края так поразила воображение художника, что он создал большую серию пейзажей, посвященных Донскому краю.

В: Я предлагаю вам рассмотреть картину и ответить на вопрос «О чем хотел рассказать нам художник

Дети рассматривают картину.

На фоне музыки («Течет реченька»)

В. Читает стихотворение «Весна в степи на Дону» :

Тихий Дон разливается тихо. И ничем по весне не сдержать. По-казачьи, задорно и лихо Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые, Заросли вековым камышом. Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом. Растянулись вдоль Дона станицы, Белизною блестят курени. Чернобровы донские девицы,

И отважны донцы-молодцы. Беседа по картине:

- Что изображено на картине?

- О чем вы думали, когда смотрели на картину?

- Что может рассказать дом о людях, которые в нем живут?

- Какое настроение исходит от картины?

- В чем ценность сооружений для людей?

- Так о чем или о ком хотел рассказать нам художник?

ПОД: о доме, о деревне.

- А как казаки называли свои дом?

ПОД: курень,

- А какой он? из каких материалов строился?

Хотите посмотреть, в каком курене я живу? ПОД: Да!

Переходим к рассматриванию макета куреня.

В: Давайте рассмотрим хорошенько и попробуем его описать. Этот курень отличается от того что вы видели на картине?

- Чем? Кто попробует его описать?

• С чего начинают строить дом?

• Опишите нижнюю часть куреня

• Из какого материала она сделана

• Как казаки называли нижнюю часть куреня

ПОД: Нижний этаж строили из камня, На нижнем этаже никто не жил, его использовали как кладовую для припасов и других вещей.

• Спасибо, все верно - нижний этаж в курене казаки называли «низы». А как называется верхний этаж?

(если дети не называют или называют неправильно, воспитатель называет сам, или обобщает сказанное детьми)

• Спасибо, все верно - верхний этаж в курене казаки называли «верхи». Обратите внимание на верхнюю часть куреня

-Кто желает сделать описание верхней части?

• Из какого материала построены верхи

• Какой еще материал здесь используется

• Что сделано из дерева

Для чего нужны ставни ПОД: второй этаж строили из дерева и глины. Глину использовали для строительства стен, из дерева делали рамы окон, двери, крыльцо. Мы видим окна со ставнями, в жару и непогоду ставни закрывали.

• Что есть еще в курене Вокруг куреня (с трех сторон) делали деревянный балкончик- «балясник».

• Для чего как вы думаете? (послушала)

В. Обобщила: Летом на нем можно было пить чай. Удобно было закрывать ставни. Также на нем хранили лодку во время разлива реки, а балясник служил причалом.

• Осталось описать последнюю часть куреня, это.

• Из какого материала сделана крыша

ПОД: Это крыша. Крышу крыли камышом, а более зажиточные казаки -

черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его было очень трудно тушить.

• Под крышей имеется карниз, который казаки называли- поясок

В: Казаки говорили :

«Человек должен жить в дереве, а припасы хранить в камне». Что они имели в виду?

В: Какой же материал использовали казаки при строительстве жилья? ПОД: камень, глина, дерево, камыш.

В: где мы встречали этот материал?

ПОД: вначале занятия.

В: так для чего нам нужны все эти материалы? (показываю поднос) ПОД: чтобы построить курень.

В: - Начнем стройку?

Д/игра «Строим курень» (разрезные картинки)

Звучит казачья песня «Ой, с Дону, с Дону»

В: Молодцы, вот и наши курени построены. Посмотрите внимательно и скажите, на какие две группы можно разделить наши курени

ПОД: на одноэтажные и двухэтажные (делят на две группы)

В: правильно, курени были разные - От чего это зависело?

ПОД: От места жительства. Там где Дон разливался, строили двухэтажные курени, так как при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал как глина, и не гнил как дерево.

А куда воды не доходили, строили одноэтажные курени.

В: Правильно, ребята.

- Посмотрите внимательно на наши курени и скажите, когда много разных домов находятся рядом получается. .(улица).

А как вы думаете, легко ли было строить курени?

ПОД: нет!

В: Поэтому если в станице кто-то задумал строить курень, то на помощь приходили все родственники и просто желающие помочь.

Казаки умёли не только воевать, трудиться, но и веселиться

Я вас на игру приглашаю, Своим платочком зазываю!

Хороводная казачья игра «Платочек» (Дети стоят в кругу. Под плавную мелодическую мелодию дети передают платочек, на ком музыка остановилась- выходит в круг плясать под задорную музыку. Игра повторяется 2-3 раза)

«Трава, моя трава» + «Собирались молодушки»

Ты ляти, пяти, платочек,

Ты ляти, ляти вперед.

У кого платочек станить,

Тот на круг пускай идеть.

В: Хорошо отдохнули?

-А сейчас я вам предлагаю стать мастерами и достроить на нашей улице еще один курень

- Проходите в мастерскую!

- Посмотрите внимательно на свои подсолнухи и найдите себе пару для работы (дети делятся на пары).

- Посмотрите внимательно на материалы и кому не понятно что необходимо делать - задайте вопрос (если есть вопросы- ответить).

- у кого ножницы, работайте аккуратно, чтобы не поранить себя и соседа.

-Всем всё понятно? Приступаем к работе.

Звучит казачья песня «Деревня, деревня»)

В. переносит панно и поднос с манкой на «улицу» Создание коллективного панно «Казачий курень» :

- Первая пара: кроет крышу, делает поясок

- Вторая пара: украшает ставни

- Третья пара: делают балясы

- Четвертая пара: плетет плетень

- все вместе оформляют фон цветной манкой

- приклеивают свои подсолнухи на панно

В: Вот наш курень и готов!

- какой курень у нас получился?

ПОД: красивый, яркий, замечательный, неповторимый. В: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

-что понравилось?

- что запомнилось?

- Чем занимались на занятии?

В: Спасибо вам, ребята, за помощь, за приятное общение.

По казачьей традиции гостей принято одаривать подарками. Вот и я привезла вам подарочки от моих казачат из станицы Кутейниковской: мальчикам - кисеты, а девочкам - гаманеты. В них казаки хранили самое ценное.

Публикации по теме:

Казачий уголок «Казачья горница» в детском садуКазачий уголок «Казачья горница» в детском саду Благодаря руководству нашего детского сада, а именно заведующей, в нашем детском саду на протяжении долгих лет,по крупицам, с помощью родителей.

Огород на окне «Казачий хуторок»Огород на окне «Казачий хуторок» Огород на окне "Казачий хуторок"Весна –это не только женский день 8 марта, хорошее настроение, но и работа по выращиванию культурных растений.

Сценарий фольклорного развлечения для старших дошкольников «Казачий разгуляй»Сценарий фольклорного развлечения для старших дошкольников «Казачий разгуляй» Цель:знакомство с народными традициями донских казаков. Задачи: расширять знания и представления о Донском крае, его символах и святынях;.

Казачий уголок «Мой край Донской»Казачий уголок «Мой край Донской» Казачий уголок «Мой край Донской» Задачи: -знакомить детей с историей и достопримечательностям Донского края; -Расширять представления.

Конспект НОД по сюжетно-тематической аппликации «Казачий курень с соломенной крышей»Конспект НОД по сюжетно-тематической аппликации «Казачий курень с соломенной крышей» Тема: «Казачий курень с соломенной крышей». Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных.

Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг»Конспект музыкального занятия на тему «Культура и традиции Оренбургского казачества. Казачий круг» Тема: «Казачий круг». Цель: Расширение представлений о культуре и традициях Оренбургского казачества, его музыкальном наследии посредством.

Конспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Казачий перепляс» в рамках кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста Кружковая работа Детский казачий кружок «Лазорик» МБДОУ детский сад №27 Составила: Музыкальный руководитель высшей категории: Галактионова.

Макет «Казачий курень»Макет «Казачий курень» Жилище донских казаков - курень, совсем не похож на русскую избу или украинскую хату. Его строили из местного леса: дубового, ольхового,.

Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя»Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя» Возрождению народных национальных традиций, патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем детском саду уделяется особое внимание.

Видеозарисовки о конкурсе «Казачий круг»Видеозарисовки о конкурсе «Казачий круг» Гала-концерт Сегодня, дорогие коллеги, хочу рассказать вам о событии, которое вновь заставило меня почувствовать себя участником процесса.

Автор публикации:
Конспект занятия «Казачий курень»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 10:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Казачий курень»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Слизкая (УИ 261227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД