Получи документы

«Классификация вариативных форм дошкольного образования»

Юлия Стручкова
«Классификация вариативных форм дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Классификация вариативных форм дошкольного образования.

Хотелось бы рассмотреть конкретнее несколько вариативных форм, которые могли бы реализовываться в нашем детском саду.

1. «Мамина школа» в условиях детского сада

Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка, предусматривающее смену социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, принятие новой социально значимой роли - ученика. Кроме того, современная школа предъявляет серьезные требования к своим первоклассникам и отмечает недостаточную сформированность социально-личностной готовности ребенка к школе, эмоционального состояния и саморегуляции, развития коммуникативных способностей и возможностей. Между тем период адаптации ребенка к новым социальным условиям нередко вызывает проблемы, требующие квалифицированной психолого-педагогической помощи. В этих условиях ДОУ не могут взять на себя всю ответственность за подготовку ребенка к школе, а родителям одного энтузиазма мало, требуются знания основ педагогики и психологии, методики, грамотного использования дидактических и игровых приемов организации деятельности.

Публикация «„Классификация вариативных форм дошкольного образования“» размещена в разделах

2. Группы кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания в детском саду рекомендуется открывать на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ. При наличии условий, соответствующих требованиям органов здравоохранения, пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора. Кратковременное пребывание детей организуется на базе образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования различной направленности.

Возможны разные варианты функционирования групп кратковременного пребывания (ГКП).

По количеству дней функционирования:

1. один день пребывания в неделю,

2. два дня в неделю,

3. три дня в неделю,

4. четыре дня в неделю,

пять дней в неделю,

5. группа выходного дня.

По времени пребывания детей в течение дня:

— до 3-х часов,

— 3-3, 5 часа,

— 4 часа,

— другое количество часов.

4. По профилю работы с контингентом детей:

группа общеразвивающего назначения,

группа для детей с ОВЗ,

группа для подготовки детей к школе,

адаптационные группы,

группы других профилей.

5. По месту функционирования:

— в ДОУ,

— в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста,

— в общеобразовательных школах,

— в учреждениях дополнительного образования,

— в других учреждениях.

3. Семейный детский сад

Семейный детский сад как вариативная форма дошкольного образования

Опыт организации семейных детских садов на территории РФ достаточно обширен.

Программы развития семейных детских садов активно реализуются в ряде регионов: Москве, Кемеровский области, Уфе и др.

Нормативные документы, необходимые для организации детских садов семейного типа, приняты в Ленинградской области. Примерное положение о детском саде на дому как филиале ДОУ разработано и реализуется в Республике Якутия. Внедрение аналогичных программ осуществляется также во Владивостоке, Республике Бурятии и ряде других регионов РФ. Значительная нормативная база функционирования семейных детских садов создания в г. Москве.

В настоящее время данная форма организации дошкольного образования ввиду ограниченности финансирования имеет достаточно узкий целевой сегмент.

В регионах РФ он разнообразен по составу и включает:

- многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. До 7 лет

многодетные семьи, имеющие троих и более детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; многодетные семьи с одним или двумя детьми дошкольного возраста при условии приема детей дошкольного возраста из других семей (г. Москва);

многодетные семьи, имеющие троих и боле детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет, а также семьи, имеющие ребенка дошкольного возраста и ребенка-инвалида (Кемеровская область).

Развитие семейных детских садов выгодно бюджетам регионов, поскольку позволяет экономить финансовые средства, затрачиваемые на строительство зданий детских садов, их эксплуатацию, заработную плату персонала и т. д. Домашнее воспитание дешевое детсадовского.

Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреационной (досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Актуальность данного проекта связана с положительными сторонами семейного воспитания:

дети не испытывают стресса от разлуки с родными, даже кратковременной (мама всегда рядом);

- благодаря малочисленности группы имеется возможность индивидуально подходить к решению всех вопросов воспитания и развития ребенка.

4. Начальная школа - детский сад

Эта модель создается для обеспечения связи между дошкольным и начальным общим образованием, а также для сохранения малокомплектных сельских школ и повышения эффективности функционирования учреждений дошкольного и начального образования. Данная модель реализует программы дошкольного и общего образования и представляет собой интеграцию дошкольного общеобразовательного учреждения и школы, создаваемую в сельских поселениях с малой численностью жителей дошкольного и школьного возраста, функционирующую в едином режиме и по единому плану. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей от 3 до 10 лет, а в исключительных случаях - для более раннего возраста. Количество групп и классов в учреждении устанавливается учредителем в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса. При этом исходят из предельной наполняемости, принятой нормативами бюджетного финансирования. Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в классах - 25 обучающихся.

Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др., познавательных, творческих, потребности в общении.

5. Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста

В группы детского сада принимаются дети в возрасте от 5,5 до 7 лет. Для функционирования группы предшкольного возраста необходимы следующие взаимосвязанные условия:

а) создание предметно-пространственно-развивающей среды, которая соответствует психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов учреждения;

б) организация воспитательно-образовательного процесса на основе полифункциональности деятельности педагогов-специалистов и рационального использования помещения;

в) координация взаимодействия взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Образовательный процесс проходит в соответствии с существующими образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста, предназначенными для реализации в дошкольных учреждениях. В условиях детского сада для детей предшкольного возраста предусматриваются различные формы дополнительного образования : кружки, секции, клубы, студии, ансамбли.

Образовательные учреждения, на базе которых организованы группы предшкольного возраста, несут в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь, здоровье детей, качество реализуемых программ, соответствие условий, средств, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса возрастным особенностям, потребностям и интересам детей старшего дошкольного возраста.

5. Консультативный пункт

Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, организуется в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. Консультативный пункт:

— является структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования;

— создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 3 до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, с целью оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Консультативный пункт призван обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) и поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основными задачами консультативного пункта являются:

— оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей, не посещающих ДОУ;

— оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

— оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

— проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

— обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

В целях оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах : групповых, индивидуальных.

Публикации по теме:

Консультативный пункт в детском саду. Возможности и условия организации Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного.

Опрос для педагогов и воспитателей детских садов. Вариативные формы предшкольного образования 1. Ваше отношение к вариативным формам предшкольного образования? 2. Каковы особенности вариативных форм предшкольного образования? Ваше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Классификация вариативных форм дошкольного образования»
Опубликовано: 24 июля 2014 в 15:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Классификация вариативных форм дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Стручкова (УИ 158996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД