Наталья Рычкова
«Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
«Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников».
Некоторые ученые считают коллекционирование одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития человеческого общества. Как процесс систематизации окружающего мира начинает определяться в государствах Древнего Востока, Древней Греции и Рима.
В России первые упоминания о коллекционировании датируются X-XI веками.
Публикация «„Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников“,» размещена в разделах
Это прежде всего собирание книжных и рукописных собираний в храмах и монастырях, сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах.
Расцвет коллекционирования в Росси начинается в XVIII в., когда империя встала на путь освоения Европейских культурных форм. Появились множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных
Кунсткамера в Петрограде, музей Академии художеств, коллекции Академии наук, они отражали эстетические приоритеты, развивающейся науки и культуры в стране
Слайд №2 (определение коллекционирования)
Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это: арктофелия (коллекционирование мягких игрушек, барбиофелия (коллекционирование барби и одежды к ним, библиофелия (коллекционирование книг и других печатных изделий, киндерфелия (коллекционирование «киндерсюрпризов» из шоколадных яиц, легография (коллекционирование игрушек лего, нумезматика (коллекционирование монет).
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Тяга к собирательству заложена в людях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало –листики, камешки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи, нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка.
Слайд №3
В программе «Радуга» коллекционирование считается одной из добрых традиций. Коллекция существует вначале параллельно «сокровищнице», а потом постепенно замещает ее. Различия между ними заложены в принципах объединения материала
Слайд №4
(Выделяется 1 принцип) Подбор «сокровищ» определяется индивидуальными, эмоционально-личностным смыслом, которые имеет для ребенка каждая вещица. Этот смысл сокровенен: он по-настоящему самим ребенком, равно как его невозможно до конца расшифровать постороннему человеку. Он всегда остается личной тайной.
(выделяется 2 принцип) В основу коллекции всегда заложен некий, пусть и несовершенный, интеллектуально-логический принцип подбора материала. Она систематизирована по каким-либо признакам. Склонность к такой систематизации одним из проявлений новой, более совершенной стадии развития логического мышления, которая наступает у детей после 7 лет. Если «сокровищница» индивидуальна, то коллекция социальна и больше обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, престижем, соперничеством, меновыми отношениями и т. д. Поэтому коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. То, что в «сокровищнице» было сугубо личной душевной ценностью, в коллекции становится ценностью социальной и даже имеющей материальную цену.
Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре, обычно связанную с началом школьной жизни. Это фаза активного формирования самостоятельного опыта жизни «в миру», в гуще людей, когда ребенок учится подчиняться правилам групповой жизни, усваивает общепринятые модели поведения в соответствии с житейскими требованиями социальной среды, в которой он живет. Это период, когда глубинная душевная жизнь ребенка, которая раньше легко находила индивидуальное выражение в фантазиях и играх, сталкивается с давлением, влиянием и соблазнами, существующими в недрах детского общения.
Слайд №5
Коллекционирование –доступный детям вид совместной со взрослым деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач:
Слайд№6
Коллекции могут быть самыми разными по тематике.
Слайд №7
В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям.
Слайд №8
При отборе объектов для коллекций необходимо учитывать следующие требования
Слайд №9
Детям интересен сам процесс собирания. Поэтому все коллекции рекомендуется собирать совместно со взрослыми. Например: собирание камней. Любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Во время прогулок дети находят много различных камешков, которые отличаются размером, цветом. Формой. Интересные экспонаты дети приносят после прогулок и поездок с родителями в горы, на берег моря.
При сборе коллекций семян и плодов тоже используется соответствующая мотивация: корм зимующим птицам.
Немаловажно правильно оформить собранную коллекцию. Собранные образцы при необходимости надо помыть, почистить, перебрать. Разместить их желательно в одинаковых коробочках, стаканчиках и т. д. Каждый образец должен быть пронумерован, приложен список. Так дети становятся активными участниками увлекательного и полезного занятия – коллекционирования.
Слайд №10
Использование коллекций в работе с детьми
Слайд №11
Рекомендации ддля педагогов по работе с коллекциями.
Коллекционирование в нашем саду мы начали с игрушек Дениса К., он одним из первых принес свою коллекцию. На то, что еще кто-то принесет из дома свои предметы, мы мало рассчитывали. Но были удивлены тем, что почти у каждого нашего воспитанника есть коллекции каких – либо предметов. Дети активно участвовали в организации своих коллекций в группах и фотовыставки в детском саду. А самое главное у них появился живой интерес к предметам своих сверстников. Ребята с нетерпением ждали, что же интересное появится завтра.