Папки-передвижки

«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание

Наталья Вениаминовна Белозерчик
«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание
▼ Скачать + Заказать документы

МБДУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в старшей возрастной группе с использованием ИКТ на тему: «Колокола на Руси»

Автор: Белозерчик Наталья Вениаминовна воспитатель 1квалификационной категории, Архангельск 2012г.

Публикация «„Колокола на Руси“, Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание» размещена в разделах

Цель: - сформировать знания о колоколах колокольных звонах на Руси;

- познакомить детей с особенностями звучания колокола;

- дать знания о возрождении колокола в разное время;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок;

- наблюдение за цветами – колокольчиками на участке в детском саду;

- игры с музыкальными инструментами;

- сравнение колокольчика и музыкального колокольчика и др.

Ход занятия.

- Дети! Вы хотите сходить на лужайку?

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

- Дети! Посмотрите на этот необычно красивый цветок (слайд)

- Кто знает, как он называется?

- Послушайте стихотворение Алексея Толстого:

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая.

- Существует легенда, что когда-то давным-давно, еще в конце 4 века, епископу Новоланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра они издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении (слайд 3).

- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

- А знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

- Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали о пожарах и нападении врагов (слайд 4).

- Для отливки колокола требуются красная и зеленая медь, олово, железо и другие материалы.

- Перед отливом мастер и рабочие молились для благополучной работы.

- Для изготовления колокола готовили яму, обкладывали ее кирпичом и внутри устраивали печь для обжигания формы. В эту форму заливают колокольную медь. Поднимали колокол тоже с молитвой, обвязав колокол веревками (слайд 5).

- Звонари различают в колокольном звуке три главных тона (слайд 6). Первый слышен сразу вслед за ударом. Если он густой, ровный, то колокол считался хорошим. Второй тон – гул, который слышен через некоторое время после удара, распространяется гул не так далеко как звон, а держится в воздухе дольше. У хорошего колокола гул сильный. Третий тон – это неприятное звенье, звуковой дефект. Но мастер стремится добиться, чтобы этих дефектов не было.

- Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?

-Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

- Церковные звоны делятся на 3 основных вида:

Благовест – три редких удара, медленных, а затем идут короткие, мерные удары, которые призывают к началу службы

Трезвон – несколько или все колокола вместе

Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием. Звонарь перебирает все по очереди колокола.

Красный звон – целый день на большие праздники (слайд 7).

«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-

Дети напевают песенку:

Колокольчик звонкий,

Голосочек тонкий,

Зазвени скорее,

Да повеселее!

У ведущего два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

- Самый большой колокол – Царь колокол (слайд 8, он весит 200 тонн,

его отлили в первые годы царствования Петра 1. над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

- В царствовании Николая 1 для колокольни Ивана Великого отливают колокола : «Большой успенский» (слайд 9) и колокол «Святого Иоанна» (слайд 10).

- Император Александр 2 пожертвовал Соловецкому монастырю колокол «Благовестник» (слайд 11).

- Для Храма Христа Спасителя было отлито 14 колоколов. Самый большой «Торжественный» и «Праздничный» (слайд 12).

- Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны.

Самый большой колокол «Сысой» и «Полиелейный», затем колокол «Лебедь». Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным для этой цели. Послушайте как звучит Красный звон колокола «Сысой» (слайд 13) и трезвон с благовестом (диск или через гиперссылку).

- Колокола для России стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм. Все события в жизни государства и Церкви освещались звоном колоколов.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в старшей возрастной МБДОУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание
Опубликовано: 16 сентября 2012 в 22:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Колокола на Руси». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Вениаминовна Белозерчик (УИ 14315) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД