Вернер Вера
Консультация «Комплексный подход в формировании двигательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход в формировании двигательной активности дошкольников
Движение принадлежит к фундаментальным и сложным явлениям природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь!
Публикация «Консультация „Комплексный подход в формировании двигательной активности дошкольников“» размещена в разделах
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Многочисленные исследования ученых в данной области указывают на то, что длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное состояние приводит к общей детринированности организма и возникновению ряда заболеваний.
Известный советский педагог и врач Е. А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни»
Слова Фоминой так же доказывают важность двигательной активности – «полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развития интереса к различным, доступным ребенку видам движений».
Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: просмотру мультфильмов, играм на компьютере и т. д.
А снижение двигательной активности ребенка – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.
Учитывая актуальность данной проблемы и то, что воспитание у ребенка потребности к двигательной активности, необходимо начинать с самого раннего возраста, я поставила перед собой цель: сформировать двигательную активность моих воспитанников средствами подвижных и спортивных игр.
Задачи:
1. Создать условия, способствующие качественному формированию двигательной активности дошкольников средством подвижных и спортивных игр;
2. Вызвать интерес детей к участию в подвижных играх
3. Развить физические качества – ориентировка в пространстве, координация движений, ловкость, учитывая возраст и индивидуальные особенности;
4. Способствовать проявлению решительности, уверенности в своих силах, в преодолении трудностей физического характера, проявлению положительных эмоций;
5. Добиться тесного сотрудничества и взаимодействия с родителями и коллегами по данному направлению работы.
Для решения поставленных задач, я изучила психолого-педагогический аспект данной проблемы (Л. Н. Волошина, Л. В. Былеева и В. Г. Яковлев, Е.. Вавилова, Е. А. Сочеванова). Что позволило мне более грамотно строить работу с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
В нашем детском саду созданы все условия способствующие физическому развитию детей, обеспечению двигательной активностью воспитанников в течении всего дня. Круглый год прием детей проводится на улице с 7.45 – 8.15, в игровой форме. Мной совместно с воспитателями групп подобраны и апробированы комплексы подвижных игр и упражнений на каждое время года, на определенную погоду с учетом психофизических особенностей детей той или иной группы. К играм изготовлены атрибуты и нестандартное оборудование, которое дети могут использовать самостоятельно в разных видах деятельности в течении дня: строят дорожки, сооружают воротца для подлезания и т. д. Чаще стараюсь применять новые игры на занятиях, для закрепления умений и навыков. Что способствует поддержанию интереса детей к двигательной деятельности.
В каждой группе детского сада вместе с воспитателями мы создали спортивные уголки, оснащенные спортивным оборудованием, настольными спортивными играми, атрибутами, мягкими модулями, чтобы в любой момент можно было организовать с детьми подвижную игру, индивидуальные упражнения, физ-паузы и др. Дети более старшего возраста самостоятельно используют физкультурное оборудование группы в течении дня в свободное от основных занятий время.
На двух оборудованных спортивных площадках проводятся не только физ занятия на свежем воздухе, но и организовывается совместная деятельность педагога с детьми, которая направлена на приобщение детей к участию в подвижных играх, что способствует формированию устойчивого интереса детей к движению и обеспечивает двигательной активностью воспитанников.
Для того чтобы разнообразить двигательную деятельность детей, увеличить их активность, добиться ее оптимальной планки я постоянно ищу новые эффективные формы работы. Таким образом, был организован «динамический час», в проведении которого я играю непосредственную роль. Проводится он на дневной прогулке 18 – 20 минут в группах младшего и среднего возраста, 25 –30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Его содержание определяется в соответствии с возрастом детей. Основной вид деятельности в нем - это игра. В первой части мною организовались различные виды ходьбы, бега, прыжков в игровой форме. Число заданий в первой и второй частях я даю в зависимости от возраста детей. Варианты построения «Динамического часа» : - игровые упражнения и подвижные игры
- Игровые упражнения, подвижные и спорт. игры
- Спортивные игры и игровые упражнения
- Игровые упражнения, игры эстафеты
- Игровые упражнения, хороводные игры.
Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений я использую образно – игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты» и др.
Другой формой проведения занятий для физического развития детей от 3 до 7 лет стал «час» двигательного творчества», где дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д. В этот час я включаю разнообразные виды движений: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со сверстником деятельности в свободном пространстве. Этот час провожу во второй половине дня, в спортивном зале, под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя.
На мой взгляд, важную роль в обеспечении двигательной активности дошкольников, играет правильно осуществленный подбор подвижных игр с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Поэтому, игры для детей младшего и среднего возрастов строю на имеющихся у детей представлениях и знаниях об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средства транспорта (автомобиль, поезд, самолет, некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, движение зайцев). Сюжеты игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, либо – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк»).
Учитывая то, что одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Когда от детей требуются более сложные движения, то для этого создаю более спокойную обстановку, когда внимание играющих не отвлекают ни какие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и выполняют движение без излишней торопливости, например: зайцы, скачут на лужайке, когда волка нет, мышки бегают легко, пока кот спит. Затем подают сигнал к смене действия, появление ловящего.
Для того чтобы, привлечь внимание ребенка к правильному выполнению движения путем показа, пояснения – использую различные образы, например появление зайца, или медведя (игрушка, либо наряженный человек). Таким образом, мне удается удерживать и формировать интерес ребенка к участию в подвижных играх.
Для детей старшего возраста я включаю занятия с элементами спортивных игр.
Основной целью занятий спорт. играми упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Занятия провожу как занимательную игру, содержащую интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Пользуюсь всеми общедидактическими принципами при обучении спортивным играм. Обеспечиваю доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, учитываю возрастные особенности, возможности ребенка. Использую подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.
Особое внимание уделяю работе с нерешительными детьми. Для этого использую индивидуальный подход, вместе с воспитателями групп, узкими специалистами ищем подходы, выбираем тактику действий. Вместе с музыкальными руководителями и психологами разработала план интегрированных занятий. В результате чего у неуверенных детей заметно возрос интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, что проявляется в совместной деятельности педагога с детьми, и самостоятельной деятельности детей.
Для качественного протекания любого воспитательного процесса необходимо участие родителей, и поэтому в своей работе я активно стараюсь вовлечь их в совместную деятельность, добиться взаимопонимания и тесного сотрудничества. Но на первом этапе моей работы некоторые родители не поддерживали мои взгляды на проблему и требовалось вести поиск форм и методов работы с ними для привлечения их внимания к проблеме двигательной активности их ребенка. Информирую родителей о работе ДОУ по физическому воспитанию в личных беседах, на собраниях, конференциях, семинарах, предлагаю памятки для родителей, консультации, анкеты, вопросники. Провожу совместные мероприятия с родителями: праздники и развлечения, дни здоровья, дни семьи. Ведь дети особенно восприимчивы к положительному примеру папы и мамы, и именно семья во многом определяет отношение детей к физической культуре. В результате систематической работы, добилась взаимопонимания среди большинства родителей, сделала их активными участниками педагогического процесса. Родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях проводимых в ДОУ, приобретать спортивный инвентарь своему ребенку, для обеспечения двигательной активности в домашних условиях, посещать вместе с ребенком спортивные развлечения проводимые в поселке, в выходные дни. Дети приносят сочинения, написанные вместе с родителями на тему «спорт, радость движения» и др.
Результатом моей работы по данному направлению, стало:
• 95% родителей стали моими помощниками и единомышленниками, активными участниками совместных спортивных мероприятий
• 76% воспитанников имеют высокий уровень физического развития
• У 95% детей наблюдается стабильная потребность в движении, они активно участвуют в играх, спортивных мероприятиях.
• Воспитанники нашего ДОУ активные участники и победители спортивных соревнований проводимых в рамках ДОУ, поселка, района.
В дальнейшем планирую:
• Продолжить работу в данном направлении
• Обобщить опыт своей работы в авторской технологии «Дети, спорт, радость»
Трудности в работе заключаются в том, что не все дети одинаково развиты физически, требуется дополнительная индивидуальная работа. 5% родителей не понимают значимость физического развития детей, с трудом идут на контакт.