«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»

Олеся Иванова
«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»

Об актуальности проблемы формирования у дошкольников потребности в двигательной активности.

Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые ему требования. В современном обществе проблема сохранения, укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний, но как о полном физическом, психическом и социальном благополучии. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Наша группа не является исключением. На данный момент детей с первой группой здоровья - 8 человек, со второй - 13 человек, с третьей - 4 человека. Это значит, что у 68 % детей имеются те или иные отклонения в здоровье. В тоже время, одним из самых важных критериев успешности работы в ДОУ является формирование такого интегративного качества дошкольников, как «физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками». И это не случайно. Ведь болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье ребенка зависит не только от биологических, экологических, социальных и гигиенических факторов, но и от характера педагогических воздействий на ребенка. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма удовлетворение естественной потребности в движении, т. е. двигательной активности, является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Потребность в двигательной активности является одним из показателей сформированности вышеназванного интегративного качества.

Осознавая актуальность проблемы обеспечения оптимальной для детей двигательной активности мы поставили для себя цель:

Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности.

1. Результаты педагогической диагностики.

Для того, чтобы оценить уровень двигательной активности и выявить потребность наших воспитанников в движении, нами была проведена в начале учебного года педагогическая диагностика. В ходе педагогической диагностики мы оценивали особенности двигательной активности наших воспитанников, а также их умение использовать приобретенные двигательные навыки в самостоятельной деятельности.

При оценке особенностей двигательной активности мы опирались на характеристики, данные М. А. Руновой.

Основными методами педагогической диагностики были:

- наблюдения и анализ самостоятельных двигательных действий детей на прогулке и в помещении;

- беседа с детьми с целью выявления знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации детей старшего дошкольного возраста в них.

В ходе анализа и оценки мы обращали внимание на следующие показатели:

- соответствует ли содержание двигательной деятельности возрасту детей;

- умеют ли дети разнообразно действовать с пособиями для развития движений;

- владеют ли дети техникой действия (отбивать мяч, ловить, прыгать через скакалку и др.);

- умеют ли объединяться в своих действиях с другими детьми;

- проявляют ли интерес к деятельности.

Для выяснения знаний подвижных игр и умений организации и самоорганизации задавали детям следующие вопросы:

- Какие подвижные игры ты знаешь?

- Какие правила подвижных игр ты можешь выделить?

- Какие способы выбора водящего ты знаешь?

- Сумеешь ли ты организовать игры с товарищами?

В результате нами были получены следующие результаты:

1. Распределение детей на подгруппы в зависимости от уровня ДА:

1 подгруппа (высокая подвижность) - 10 человек

Эти дети обладают высокой интенсивностью движений, имеют хороший уровень развития ОВД, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать самостоятельную двигательную деятельность. В тоже время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков.

2 подгруппа (средняя подвижность) - 12 человек.

У этих детей хороший уровень развития двигательных качеств, характерно разнообразие СДД, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности. Дети отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, являются инициаторами коллективных игр.

3 подгруппа (низкая подвижность) - 4 человека.

У этих детей низкий объем двигательной активности. Отмечено отставание показателей развития ОВД и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают неуверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях.

2. Результаты обследования умений использования приобретенных навыков в самостоятельной деятельности (см. таблицу № 1)

Выводы:

К высокому уровню можно отнести 4 человека. Эти дети выполняют действия на высоком техническом уровне, действуют разнообразно. Умеют объединяться с партнерами. Знают 2-3 подвижных игры и умеют организовывать их со сверстниками.

К среднему уровню мы отнесли 11 человек. Эти дети выполняют действия в соответствии с программными требованиями, владеют техникой действия. Но для них характерна однотипность (шаблонность) выполняемых действий. Дети знают не более одной игры, но организуют ее только с помощью воспитателя.

К низкому уровню мы отнесли 12 человек. Эти дети выполняют действия не в полном объеме программы, техника движений не соответствует возрастному уровню. Действия однотипны. Не знают подвижных игр и не умеют их организовывать самостоятельно.

Исходя из полученных данных педагогической диагностики, можно прийти к выводу:

- в группе достаточно большое количество детей, у которых наблюдается низкий интерес к двигательной деятельности, неумение ее организовывать, нежелание участвовать в подвижных играх и соревнованиях, что может негативно сказаться на общем развитии ребенка.

В тоже время, очевидно, что двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно, стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных пособий, игрушек, предметов.

В связи с этим нами были определены задачи работы.

3. Задачи работы.

1. Способствовать развитию осознанного отношения к занятиям по физической культуре.

2. Развивать у детей интерес к двигательной деятельности через широкое использование подвижных игр и игровых приемов.

3. Совершенствовать самостоятельную двигательную деятельность детей через создание необходимых условий в группе и на участке.

4. Создание условий для двигательной деятельности в группе.

При организации развивающей предметно-пространственной среды мы стараемся учитывать интересы ребенка, его двигательные возможности, уровень развития двигательных способностей. Среда тогда и будет развивающей, когда она позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

В нашей группе созданы следующие условия для организации СДД:

- в режиме дня выделено время для свободной самостоятельной деятельности детей, в том числе и двигательной;

- в группе достаточно большая свободная площадка, где дети могут организовать подвижные игры, выполнить физические упражнения;

- в спортивном уголке имеются необходимые пособия (шведская стенка, маты, пособия для ОРУ, музыкально-ритмических движений – султанчики, флажки, ленточки)

- для развития способности самостоятельно выполнять те или иные движения, в уголке имеются карточки с изображением схем выполнения некоторых движений, перестроений.

5. Методика работы.

В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ наша работа строится по четырем основным блокам:

- непосредственно-образовательная деятельность, куда входят все формы двигательной активности детей (занятия по физическому развитию, разные виды гимнастики, физкультминутки, двигательные паузы и др.);

- совместная с педагогом деятельность (подвижные игры и развлечения, спортивные и физкультурные досуги, игры-соревнования, индивидуальные и подгрупповые упражнения, решение проблемных ситуаций, ситуационные задачи, исследовательская деятельность и др.)

- самостоятельная деятельность детей (во всех видах самостоятельной деятельности детей, в т. ч. в условиях исследовательских и игровых проектов, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры). Самостоятельные спортивные игры и упражнения.

- организация работы с родителями (беседы, консультации, участие в совместных проектах и др.)

В содержание двигательной деятельности традиционно входят основные движения, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и перестроения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, подвижные игры.

Однако, поставив перед собой задачи развить у детей интерес и потребность в двигательной активности, перед нами встала необходимость поиска новых, современных подходов к организации двигательной деятельности с нашими воспитанниками. На наш взгляд, одним из эффективных способов решения поставленных целей и задач может стать проектный метод.

Проектный метод представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Данный метод позволяет в полной мере реализовать принцип интеграции всех образовательных областей, заложенный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ. Кроме того, он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Учитывая все вышесказанное, мы решили разработать и осуществить в течение года несколько проектов, которые будут способствовать развитию у детей потребности в двигательной активности.

Первый проект, который мы осуществили с нашими воспитанниками в ноябре месяце мы назвали «Путешествие в Играй-город». Опираясь на изученную методическую литературу и рекомендации по внедрению проектного метода, мы построили свою работу в несколько этапов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – определяется план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие средства можно использовать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Например, в ходе проекта «Путешествие в Играй-город» была определена проблема: «Роль подвижных игр в сохранении и укреплении здоровья».

Цель: развитие познавательных, двигательных и организаторских способностей в процессе разработки и составления картотеки подвижных игр.

Задачи:

- развивать способности к поисковой деятельности,

- продолжать учить детей использовать ранее полученные знания в самостоятельной деятельности (практической, двигательной,

- совершенствовать уровень имеющихся навыков в организации подвижных игр,

- совершенствовать стиль партнерских отношений.

В начале проекта с целью введения детей в проблему, была проведена беседа на тему «Что помогает нам сохранить и укрепить здоровье». Дети, используя имеющийся опыт, высказывали разные предположения (надо не болеть, не простужаться, быть сильным и др.). В результате пришли к выводу о том, что для того, чтобы быть сильным, закаленным и не болеть, надо заниматься физкультурой. Затем мы задавали детям вопросы о том, чем больше всего нравиться заниматься детям на физкультурных занятиях. Большинство детей ответили, что больше всего любят играть. На вопрос о том, какую пользу здоровью могут оказать подвижные игры дети сразу ответить затруднились. Я предложила детям самостоятельно найти ответ на данный вопрос. Совместно с детьми мы обсудили, у кого можно об этом спросить. Решили, что можно узнать у родителей, у нашего инструктора по физической культуре Светланы Анатольевны, у врача. На следующий день многие дети делились полученными знаниями, рассказывали о том, что им сообщили родители (подвижные игры учат быть ловкими, быстрыми; в подвижных играх учимся бегать, прыгать, попадать в цель и др.). Некоторые дети делились впечатлениями о том, в какие игры они играют с родителями.

В результате проведенных бесед появилась идея оформить альбом любимых подвижных игр не только наших воспитанников, но и их родителей.

В ходе реализации проекта задачи решались через интеграцию всех образовательных областей. Например, в процессе художественно-творческой деятельности совместно с детьми был изготовлен коллаж «Наши любимые спортивные игры», вместе с детьми изготавливали схемы, модели выполнения некоторых действий в подвижных играх.

Составление детьми рассказов о любимых подвижных играх, участие в коллективных беседах, обсуждениях, разучивание считалок, стихотворных текстов, сопровождаемых некоторые подвижные игры, позволяли решать задачи в развитии коммуникативных навыков.

В течение всей тематической недели мы с детьми часто играли в их любимые подвижные игры, устраивали спортивные соревнования на прогулке, разучили несколько новых подвижных игр, попробовали поиграть в те игры, описание которых дали родители наших воспитанников.

Работа с родителями.

Как уже было сказано, в целях реализации данного проекта были задействованы и родители наших воспитанников. Была проведена следующая работа:

- Проведена консультация на тему «Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»;

- Анкетирование родителей на тему: «Роль подвижной игры в семейном воспитании»;

- Конкурс на тему «Самая любимая подвижная игра»;

- Проводились индивидуальные консультации на тему: «Гиперактивный ребенок», «Условия в семье для развития двигательной деятельности» и др.

В результате проделанной работы некоторые родители стали нашими активными и заинтересованными помощниками.

Итоги работы.

В результате осуществления данного проекта нам удалось решить поставленные задачи:

- У детей появились некоторые навыки поисковой деятельности, дети узнали способы самостоятельного поиска нужной информации;

- дети имели возможность использовать ранее полученные знания в самостоятельной деятельности, многие дети умеют организовывать самостоятельно знакомые подвижные игры, повысился интерес к использованию пособий в уголке двигательной деятельности в группе.

- О повышении интереса к подвижным играм свидетельствует и тот факт, что дети стали больше общаться на данную тему, рассказывать о том, как провели выходные, в какие игры играли.

Убедившись в целесообразности данного метода, мы планируем разработать и осуществить еще несколько проектов, которые будут направлены на формирование интереса к физическим упражнениям, к двигательной деятельности («Зимние развлечения», «Путешествие в Спортландию»).

Публикации по теме:

Использование дидактической игры при формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста «Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии». Слайд 2. Великая ценность каждого человека.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Консультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ»Консультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ» Дошкольный возраст является основным в формировании физического и психического здоровья ребенка. В программе «От рождения до школы» особую.

Применение игровой обучающей ситуации в формировании познавательно — речевой активности детей старшего дошкольного возраста Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития будущих школьников. Поиск новых.

Развитие навыков владения мячом в разных формах двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях важно проводить комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей,.

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические.

Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода» Сегодня.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Использование проектного метода в формировании у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 08:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6
Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании центральной...
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...
Конспект игры-занятия по развитию речи для детей первой группы раннего возраста...
b]Цели:[/b] содействовать расширению представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, побуждать к ответам на вопросы, воспитывать...
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...