МААМ-картинки

Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода»

Виктория Анатольевна Василец
Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на РМО воспитателей

«Развитие познавательной активности

старших дошкольников при использовании проектного метода»

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, лю-бознательное. И дошкольные организации, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник, какими качествами он должен обладать, это прописано в Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования).

Публикация «Выступление на РМО воспитателей „Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода“» размещена в разделах

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного обра-зования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольни-ков, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность эксперименти-ровать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к.

- он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме;

- повысить уровень собственной компетентности по проблеме,

- вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями;

- ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать про-цесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского са-да.

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению наме-ченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завер-шённая работа, имеющая социально значимый результат.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые измене-ния в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и вос-питательного процесса.

Американский педагог У. Х. Кильпатрик – основоположник метода проектов, полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогаще-нию ряда последующих опытов.

Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

- постановку проблемы;

- составление плана ее реализации;

- оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У. Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем.

Отечественные ученые: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера. считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

По мнению Н. Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образова-ние», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольни-ков заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обяза-тельно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется вся-кий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является про-ектная деятельность. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследова-тельский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в од-но целое. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего учени-ка и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – иссле-довательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Исследовательский проект «Школа, в которой мы будем учиться».

Цель данного проекта : помочь дошкольникам адаптироваться к школе.

В ходе реализации проекта было проведено обследование помещений школы «Школа изнутри» : будущие первоклассники считали и измеряли школьное пространство: классы, коридоры. Посети-ли компьютерный класс, кабинеты технологии, химии и т. д., школьный музей, столовую, кухню, спортзал и тренажерный зал, выставку поделок в начальной школе. Воспитанники проявили само-стоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Формами работы были представлены разные виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. С помощью родителей дети написали сочинения, иллюстрированные рисунками: «Мой первый класс».

Исследовательско-творческий проект «Зимушка хрустальная», который носил коллективный характер. Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса дошко-льных групп расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о се-зонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомил детей с зимними праздниками, особенностями их празднования. У детей развился интерес к познавательноисследовательской деятельности: на прогулке и при проведении НОД ребята знакомились с разными состояниями воды, проводили опыты с водой, воздухом и снегом. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческие конкурсы и выставки поделок из разного материала и в разных техниках: «Елочка - красавица», «Снеговики, но не из снега», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей.

Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Улицы родного поселка» дети проявили нескрываемый интерес и положительную динамику развития любви к своей малой Родине – поселку Хинганск. Цель проекта : знакомство с прошлым и настоящим родного поселка.

Вместе с родителями дошкольники изучали историю названия улицы, на которой они живут. Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога. Здесь имела место большая подготовительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание фотографий из семейных альбомов, знакомство с историей возникновения посёлка. Экскурсии в библиотеку и поселковый клуб, в школьный музей, где дети познакомились с историей поселка, бытом первостроителей Хинганска, его Почетными жителями. В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о род-ных местах, знаменитых земляках, но и стали с уважением и любовью относиться к своей малой родине

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей при реализации проектной деятельно-сти, используются методы и приемы :

- Наблюдение

- Эксперимент, опыт

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Чтобы наблюдать, надо об-ладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что на-блюдательность – это сплав внимательности и мышления.

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных, я использую, например, такого ви-да:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус; наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы и т. п.

Прежде чем приступить к любому эксперименту, вместе с детьми составляем план предстоящей работы:

Выбираем объект исследования.

Подбираем оборудование.

Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

Определяем последовательность действий.

Повторяем правила безопасности.

Фиксируем результаты на карточках или альбоме.

Анализируем результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения).

Домашнее задание.

Таким образом, могу отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материа-лами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Используя проектирование, пришла к выводу:

Метод проектов представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников, дети могут успешно выпол-нять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в позна-вательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появи-лась уверенность в своих силах.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образова-тельные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми Феклина Светлана Владимировна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №411» г. о. Самара e-mail lider6254@gmail.com.

Проект «Интегрированные творческие проекты — средство формирования познавательной активности старших дошкольников» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил. Чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании» 1слайд:Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании 2слайл:Объект исследования: процесс развития.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования . Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 10:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Анатольевна Василец (УИ 98077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД