Виктория Анатольевна Василец
Выступление на РМО воспитателей «Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО воспитателей
«Развитие познавательной активности
старших дошкольников при использовании проектного метода»
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, лю-бознательное. И дошкольные организации, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник, какими качествами он должен обладать, это прописано в Целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования).
Публикация «Выступление на РМО воспитателей „Развитие познавательной активности старших дошкольников при использовании проектного метода“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного обра-зования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольни-ков, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность эксперименти-ровать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к.
- он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме;
- повысить уровень собственной компетентности по проблеме,
- вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями;
- ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать про-цесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского са-да.
Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению наме-ченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завер-шённая работа, имеющая социально значимый результат.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые измене-ния в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и вос-питательного процесса.
Американский педагог У. Х. Кильпатрик – основоположник метода проектов, полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогаще-нию ряда последующих опытов.
Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Использование этих условий, по мнению У. Х. Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь по окончании школы, в настоящем.
Отечественные ученые: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера. считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
По мнению Н. Е. Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образова-ние», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольни-ков заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обяза-тельно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется вся-кий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является про-ектная деятельность. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследова-тельский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в од-но целое. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего учени-ка и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – иссле-довательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.
Исследовательский проект «Школа, в которой мы будем учиться».
Цель данного проекта : помочь дошкольникам адаптироваться к школе.
В ходе реализации проекта было проведено обследование помещений школы «Школа изнутри» : будущие первоклассники считали и измеряли школьное пространство: классы, коридоры. Посети-ли компьютерный класс, кабинеты технологии, химии и т. д., школьный музей, столовую, кухню, спортзал и тренажерный зал, выставку поделок в начальной школе. Воспитанники проявили само-стоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Формами работы были представлены разные виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. С помощью родителей дети написали сочинения, иллюстрированные рисунками: «Мой первый класс».
Исследовательско-творческий проект «Зимушка хрустальная», который носил коллективный характер. Данный проект позволил в условиях воспитательно-образовательного процесса дошко-льных групп расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о се-зонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года. Познакомил детей с зимними праздниками, особенностями их празднования. У детей развился интерес к познавательно – исследовательской деятельности: на прогулке и при проведении НОД ребята знакомились с разными состояниями воды, проводили опыты с водой, воздухом и снегом. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческие конкурсы и выставки поделок из разного материала и в разных техниках: «Елочка - красавица», «Снеговики, но не из снега», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей.
Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. В проекте «Улицы родного поселка» дети проявили нескрываемый интерес и положительную динамику развития любви к своей малой Родине – поселку Хинганск. Цель проекта : знакомство с прошлым и настоящим родного поселка.
Вместе с родителями дошкольники изучали историю названия улицы, на которой они живут. Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога. Здесь имела место большая подготовительная работа: чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание фотографий из семейных альбомов, знакомство с историей возникновения посёлка. Экскурсии в библиотеку и поселковый клуб, в школьный музей, где дети познакомились с историей поселка, бытом первостроителей Хинганска, его Почетными жителями. В процессе реализации проекта дети не только систематизировали свои знания о род-ных местах, знаменитых земляках, но и стали с уважением и любовью относиться к своей малой родине
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей при реализации проектной деятельно-сти, используются методы и приемы :
- Наблюдение
- Эксперимент, опыт
Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Чтобы наблюдать, надо об-ладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что на-блюдательность – это сплав внимательности и мышления.
Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Он используется практически во всех науках. Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных, я использую, например, такого ви-да:
Что можно сделать из куска бумаги?
Что будет, если все станут выше ростом?
На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус; наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы и т. п.
Прежде чем приступить к любому эксперименту, вместе с детьми составляем план предстоящей работы:
Выбираем объект исследования.
Подбираем оборудование.
Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
Определяем последовательность действий.
Повторяем правила безопасности.
Фиксируем результаты на карточках или альбоме.
Анализируем результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения).
Домашнее задание.
Таким образом, могу отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материа-лами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.
Используя проектирование, пришла к выводу:
Метод проектов представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников, дети могут успешно выпол-нять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в позна-вательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.
Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появи-лась уверенность в своих силах.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образова-тельные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.