Ирина Горлова
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».
Слайд 2. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением и государством.
Публикация «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к разработке таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.
Поиск эффективных технологий, решающих внутренние проблемы ребёнка и стимулирующих его двигательную активность, ориентировал меня на использование сказотерапии.
Слайд 3. Спросите почему? Всё очень просто!
- Сказку любят все.
- В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно).
- Для сказочного героя и выход из положения придумать легче.
- В сказке можно всё! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо заканчивается. Это известно всем!
Слайд 4. Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности : он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму.
Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности. Сочетание технологий физического развития дошкольников с методом сказкотерапии стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки - линию, основной материал которой показывается движениями. Таким образом, сказка становится средством повышения двигательной активности детей в процессе физического воспитания. Старший дошкольный возраст характеризуется высокой потребностью в общении, творческой деятельности, в этом возрасте у детей более активно функционирует воображение, а ведущим видом деятельности является игра, что в совокупности еще раз подтверждает актуальность применения метода сказкотерапии при организации работы по физическому воспитанию.
Слайд 5-6. Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, мною была проведена диагностика физического развития дошкольников. Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 38% детей, средний – 42%, низкий–20%. В процессе анализа я пришла к выводу, что метод сказкотерапии является инновационным методом в работе с детьми дошкольного возраста в процессе физического воспитания, который может доступно и ненавязчиво воздействовать на ребёнка.
Слайд 7. Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности средствами метода сказкотерапии, традиционным применением которому является речевое развитие дошкольников.
Слайд 8. Поэтому цель моего исследования заключается в создании современной педагогической модели двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Слайд 9-15. В комплекс проводимых мероприятий по достижению цели исследования входят НОД, игры, физические упражнения с элементами сказкотерапии, проектная деятельность, прогулки и другие режимные моменты.
Основной формой организованного и продуктивного использования сказкотерапии для развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Во-первых, метод сказкотерапии я использую в качестве закрепление сюжета уже знакомой детям сказки. Дети, следуя сюжету сказки, выполняют физические упражнения в роли героев сказки или проходят испытания с известным им персонажем. Во-вторых, исследуемый метод позволяет изучить новые сказки, сюжет которых поддается интеграции с физическими упражнениями. Моя задача в данном случае - подобрать соответствующие сказки, что, как показал опыт, не вызывает сложностей, так как большинство сказок можно аннексировать с физическими упражнениями. Мотивом выполнения активных физических действий детей на занятиях является эмоциональная привлекательность героев сказок. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:
1. При проведении занятий использовать кабинеты/помещения с большой площадью, и с наличием больших размеров ковра на полу.
2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) следить, чтобы дети не двигались, не разговаривали, не мешали друг другу.
3. В процессе занятия предоставлять детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагать молча «послушать себя».
4. Использовать текст сказки как связующее звено между упражнениями и создавать определенную психологически комфортную атмосферу.
5. Повторять сказки через определенные промежутки времени.
6. Делить (условно) сказки на простые и сложные, но все же занятия строить не по типу «от простого к сложному».
7. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
8. Стремиться к прочувствованию ритма и темпа занятия.
9. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми (слова, движения, даже импровизации) является успешным, удачным, наилучшим и прекрасным. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы верили в себя и собственные силы.
Слайд 16. Успех реализации исследуемого мною метода зависит не только от меня, как педагога, но и от взаимодействия с родителями. Анкетирование родителей по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показал, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Поэтому мною разработан цикл информационно-консультационных мероприятий для родителей об особенностях использования сказкотерапии при организации двигательной активности. В результате чего родители стали соучастниками процесса реализации метода. Родители с ребенком в домашней обстановке осмысливают сюжет сказки, образ персонажей, придумывают физические упражнения, которые характеризуют героев сказки.
Слайд 17-18. В течение года мною проводиться контрольная промежуточная итоговая диагностика для определения эффективности метода.
Эффективность метода сказкотерапии я определила по следующим показателям:
— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;
— они научились снимать физическое и психическое напряжение;
— увеличилась способность к концентрации внимания;
— успешно совершенствовались волевые качества;
— дети научились преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям;
— у детей повысилась мотивация при выполнении физически упражнений.
Регулярно используемые мною в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Слайд 19-20. Таким образом, внедрив в свою педагогическую работу метод сказкотерапия, я пришла к выводу, что он имеет большие потенциальные возможности при развитии двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста и способствует развитию эмоциональной сферы. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, расширить кругозор дошкольников, привить любовь к физической культуре в ходе использования метода сказкотерапии.