Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Ирина Горлова
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

«Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

Слайд 2. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением и государством.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к разработке таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.

Поиск эффективных технологий, решающих внутренние проблемы ребёнка и стимулирующих его двигательную активность, ориентировал меня на использование сказотерапии.

Слайд 3. Спросите почему? Всё очень просто!

- Сказку любят все.

- В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно).

- Для сказочного героя и выход из положения придумать легче.

- В сказке можно всё! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо заканчивается. Это известно всем!

Слайд 4. Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности: он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму.

Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности. Сочетание технологий физического развития дошкольников с методом сказкотерапии стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки - линию, основной материал которой показывается движениями. Таким образом, сказка становится средством повышения двигательной активности детей в процессе физического воспитания. Старший дошкольный возраст характеризуется высокой потребностью в общении, творческой деятельности, в этом возрасте у детей более активно функционирует воображение, а ведущим видом деятельности является игра, что в совокупности еще раз подтверждает актуальность применения метода сказкотерапии при организации работы по физическому воспитанию.

Слайд 5-6. Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, мною была проведена диагностика физического развития дошкольников. Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 38% детей, средний – 42%, низкий–20%. В процессе анализа я пришла к выводу, что метод сказкотерапии является инновационным методом в работе с детьми дошкольного возраста в процессе физического воспитания, который может доступно и ненавязчиво воздействовать на ребёнка.

Слайд 7. Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности средствами метода сказкотерапии, традиционным применением которому является речевое развитие дошкольников.

Слайд 8. Поэтому цель моего исследования заключается в создании современной педагогической модели двигательной активности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

Слайд 9-15. В комплекс проводимых мероприятий по достижению цели исследования входят НОД, игры, физические упражнения с элементами сказкотерапии, проектная деятельность, прогулки и другие режимные моменты.

Основной формой организованного и продуктивного использования сказкотерапии для развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Во-первых, метод сказкотерапии я использую в качестве закрепление сюжета уже знакомой детям сказки. Дети, следуя сюжету сказки, выполняют физические упражнения в роли героев сказки или проходят испытания с известным им персонажем. Во-вторых, исследуемый метод позволяет изучить новые сказки, сюжет которых поддается интеграции с физическими упражнениями. Моя задача в данном случае - подобрать соответствующие сказки, что, как показал опыт, не вызывает сложностей, так как большинство сказок можно аннексировать с физическими упражнениями. Мотивом выполнения активных физических действий детей на занятиях является эмоциональная привлекательность героев сказок. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:

1. При проведении занятий использовать кабинеты/помещения с большой площадью, и с наличием больших размеров ковра на полу.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) следить, чтобы дети не двигались, не разговаривали, не мешали друг другу.

3. В процессе занятия предоставлять детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагать молча «послушать себя».

4. Использовать текст сказки как связующее звено между упражнениями и создавать определенную психологически комфортную атмосферу.

5. Повторять сказки через определенные промежутки времени.

6. Делить (условно) сказки на простые и сложные, но все же занятия строить не по типу «от простого к сложному».

7. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

8. Стремиться к прочувствованию ритма и темпа занятия.

9. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми (слова, движения, даже импровизации) является успешным, удачным, наилучшим и прекрасным. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы верили в себя и собственные силы.

Слайд 16. Успех реализации исследуемого мною метода зависит не только от меня, как педагога, но и от взаимодействия с родителями. Анкетирование родителей по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показал, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Поэтому мною разработан цикл информационно-консультационных мероприятий для родителей об особенностях использования сказкотерапии при организации двигательной активности. В результате чего родители стали соучастниками процесса реализации метода. Родители с ребенком в домашней обстановке осмысливают сюжет сказки, образ персонажей, придумывают физические упражнения, которые характеризуют героев сказки.

Слайд 17-18. В течение года мною проводиться контрольная промежуточная итоговая диагностика для определения эффективности метода.

Эффективность метода сказкотерапии я определила по следующим показателям:

— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;

— они научились снимать физическое и психическое напряжение;

— увеличилась способность к концентрации внимания;

— успешно совершенствовались волевые качества;

— дети научились преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям;

— у детей повысилась мотивация при выполнении физически упражнений.

Регулярно используемые мною в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Слайд 19-20. Таким образом, внедрив в свою педагогическую работу метод сказкотерапия, я пришла к выводу, что он имеет большие потенциальные возможности при развитии двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста и способствует развитию эмоциональной сферы. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к здоровому образу жизни, расширить кругозор дошкольников, привить любовь к физической культуре в ходе использования метода сказкотерапии.

Прикреплённые файлы:

gorlova-prezentacija_88poe.ppt | 6622,5 Кб | Скачан: 25
 
Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Организация двигательной активности с детьми старшего дошкольного возраста «Навстречу здоровью» Организация двигательной активности с детьми старшего дошкольного возраста «Навстречу здоровью» Задачи: Физическое развитие: Развитие физических.

Перспективное планирование по развитию двигательной активности детей старшего возраста с использованием подвижных игр Перспективный план оздоровительно-игрового часа «Играй-ка» на сентябрь в старшей и подготовительной группеЦель. Сохранение и укрепление.

Повышение двигательной активности детей средствами нестандартного оборудования.Повышение двигательной активности детей средствами нестандартного оборудования. Василия Александровича Сухомлинского: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого». Известно, что.

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование.

Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы, обеспечить себе своё существование.

Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в режимных моментах Сохранение и укрепление здоровья ребенка является основной задачей его полноценного развития. Вы знаете, что здоровый, нормально развивающийся.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие навыков владения мячом в разных формах двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях важно проводить комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей,.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности» Слайд 1 Семинар практикум для педагогов Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 09:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...