Татьяна Карчава
Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия — комплексный подход к развитию интеллекта детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность решения проблемы интеллектуального развития подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, когда закладываются основы личности, интеллектуальное развитие выступает в качестве важного звена в развитии ребенка. Особую жизненность интеллектуальное развитие приобретает на пороге школьного обучения. Поскольку содержание действующих программ дошкольного образования не всегда в полной мере способствуют раскрытию интеллектуального потенциала ребенка, возникает необходимость в их когнитивном обогащении, разработке авторских программ дополнительного образования, развивающих интеллектуальную сферу личности. Для того чтобы разработать авторскую программу необходимо изучить содержание наиболее распространенных программ и методических пособий по интеллектуальному развитию вообще и одаренности детей в частности. В этом педагогу поможет имеющийся опыт, программно-методическое обеспечение интеллектуального развития детей. Анализ программ показал, что на современном этапе развития образования существует несколько концепций интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Это и развивающие программы, и методические пособия, и книги для детей, и тетради на печатной основе, включающие занятия занимательного и игрового характера, что представляет дополнительную познавательную мотивацию, включаться в познавательную деятельность и стимулирующую развитие интеллекта. Одна из наиболее распространенных программ направленных на интеллектуальное развитие, является программа «Интеллектуальная культура». Один из ее разработчиков отечественный психолог А. З. Зак акцентирует внимание педагогов на полноценное развитие и воспитание детей. Автор предлагает систему усложняющихся интеллектуальных упражнений, связанных с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума и самостоятельности в поисках способов решения задач. Построение программы обусловлено логикой от наглядно-действенного к словесно - логическому развитию мышления. Определенный интерес для педагогов представляет программа развития умственных способностей А. И. Савенкова «Обучение мышлению». Строение программы структурируется на мышлении, где одна и та же проблема отрабатывается многократно и в дальнейшем содержание постепенно усложняется. Главное внимание в программе уделяется развитию таких познавательных способностей как восприятие, память, внимание. Программа создает поле творческой деятельности педагога, где педагог сам подбирает, компонует задания, создает новые, при этом возвращаясь с детьми к решению одних и тех же проблем, делая это на новом, более высоком уровне. Логический аспект развития интеллекта ярко представлен в программе Е. С. Вдовиной под научным руководством З. А. Михайловой «Интеллектуальное развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами математических и логических игр». Программа состоит из нескольких разделов, при этом каждый раздел опирается на предыдущий и служит основанием для последующих. Такая структура способствует развитию мыслительной деятельности в процессе усвоения нового опыта. По мнению авторов, программа позволяет заложить у детей к началу школьного обучения основы интеллектуальной культуры ребенка, в том числе созидательный компонент, через решение задач, развитие стремления и способности самостоятельно познавать окружающий мир. Также следует отметить и методические пособия А. А. Барташникова, И. А. Барташниковой «Учись играя». Авторами представлена система тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей, которая сопровождается основательными методическими рекомендациями. Игровые материалы в пособии позволяют развивать и тренировать восприятие, внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, воображение, творческие способности. Особое внимание уделяется развитию навыков учебной деятельности. А диагностические методики позволяют определить эффективность проведенной с детьми работы. Среди книг, ориентированных на подготовку ребенка к школе, заслуживают внимания книги Ю. Б. Гатанова из серии «Мой первый учебник». В них с помощью серии игровых и занимательных заданий можно научить ребенка выдвигать и разрабатывать идеи, проверять их истинность на практике; развить у детей мышление, память: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую. Отдельно хочется отметить методические рекомендации и пособия, направленные на развитие логического мышления у дошкольников. Эти пособия ориентированы на работу с детьми четырех-семи лет. Поскольку мыслительные процессы у детей трех-семи лет связаны с конкретным наглядным материалом, то в пособии большое внимание уделяется играм и упражнениям с визуализацией игрового материала. В ходе работы по данным пособиям у ребенка вырабатываются такие логические операции, как сравнение, синтез, анализ, классификация, умения делать элементарные умозаключения. На сегодняшний день педагоги имеют большое количество программно- методического материала, направленного на развитие интеллекта детей. Это большая помощь в разработке развивающих занятий в детском саду, в условиях предшкольной подготовки, в учреждениях дополнительного образования, а также помощь для родителей в условиях семейного воспитания. Но приоритет в осуществлении образования детей дошкольного возраста остается за дошкольными учреждениями, в которых предусматриваются правильное чередование видов деятельности, учет возрастных и психологических особенностей. А также в избрании эффективной личностно-ориентированной технологии, которая расширяет зону ближайшего развития детей : познавательный диалог, интеллектуальную инициативу, творчество и интерес.