Татьяна Скрягина
Консультация для педагогов «Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ»
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Цель планирования
Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».
Значение планирования работы по математическому развитию
• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
• Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.
• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.
• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.
• Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Виды планирования
Перспективное (на месяц, квартал, год).
Календарное (по датам).
Тематическое (по определенной проблеме).
Комплексное (сочетающее разные задачи по различным
направлениям).
Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Содержание планирования работы математическому развитию
• Занятия по математике.
• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
• Связь с занятиями по другим методикам.
• Индивидуальная работа.
Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников
* Знание программы математического развития в ДОУ.
• Знание дидактических принципов обучения.
• Владение методикой математического развития дошкольников.
• Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.
• Знание возрастных особенностей детей данной группы.
• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
• Учитывание имеющихся знаний у детей.
• Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.
• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.
Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ
1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.
2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).
3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).
5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.
Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:
• новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать понятие», «познакомить», «сформировать умение»;
• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать умения».
Примерная схема конспекта занятия
1. Номер по порядку и название.
2. Литература (автор, название, страницы).
3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.
4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).
5. Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).
5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).
6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).
ВИДЫ учета работы
• Анализ занятия.
• Итог работы за день.
• Учет работы за месяц, квартал, год.
• Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.
Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике
1. Выполнены ли программные задачи.
2. Степень усвоения детьми программных задач.
3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?
4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?
5. Над чем еще надо работать.
Значение самоанализа
• Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.
• Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.
• Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.
Примерная схема анализа показательного занятия
1. Фамилия, имя, отчество воспитателя.
2. Название или тема занятия.
3. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).
4. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).
5. Анализ содержания занятия:
• формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;
• соответствие программе;
• соответствие возрасту и уровню развития детей;
• дозировка материала;
• сочетание задач из разных разделов;
• сочетание нового и старого.
6. Анализ хода занятия:
• структура (названия и последовательность частей);
• длительность занятия и частей;
• оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);
• оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).
7. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).
8. Оценка используемого наглядного материала:
• виды;
• количество;
• соответствие возрасту и уровню развития детей;
• соответствие программной задаче;
• эстетичность и гигиеничность;
• удобство размещения;
• эффективность применения.
9. Анализ, примененных методов и приемов.
10. Общие выводы:
• положительные;
• отрицательные.