Безопасность жизнедеятельности. Консультация для педагогов ДОУ.

Екатерина Савинова
Безопасность жизнедеятельности. Консультация для педагогов ДОУ.

В современном мире никто не застрахован от ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. При неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке ребёнок может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Прежде чем знакомить детей с основами безопасности, педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данной теме, он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.

Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Выделяют следующие опасности:

- природные - стихийные явления природы (наводнения, ураганы, землетрясения и др., пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые растения и насекомые;

- техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и др. ;

- социальные - криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять собой незнакомые люди и т. д.

Ознакомление детей с основами безопасности жизнедеятельности определяет следующие цели:

- формирование основ сохранения и укрепления здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми в данном направлении включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач осуществляется с учётом основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное ранее);

- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.);

- наглядность (иллюстративный материал, ИКТ);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологический комфорт (снятие стрессовых факторов).

Работу по обучению дошкольников безопасности жизнедеятельности целесообразно проводить в 3 этапа.

1 этап - заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Выявить уровень знаний и интересов детей, степень сформированности практических умений и навыков на 1 этапе помогают:

- беседы: как избежать неприятностей дома, на улице, в лесу и др. ;

- игровая деятельность: сюжетно - ролевые, дидактические, развивающие, настольно - печатные, подвижные, игры - драматизации и др. ;

- тренинги: "Разговор по телефону", "Незнакомец за дверью", "Один дома" и др. ;

- разбор проблемных ситуаций:"Какую ошибку совершила Красная Шапочка?", "Что ты будешь делать, если постучались в дверь?" и др. ;

Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

1) уголок безопасности, который может содержать макет улицы со знаками дорожного движения; светофор; щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; атрибуты для сюжетно - ролевых игр "Автобус", "Скорая помощь", "Спасатели" и пр. ; наглядные материалы;

2) игротека, состоящая из дидактических игр ("Опасно - не опасно", "Продолжи ряд" и др.);развивающих настольно - печатных игр ("Азбука безопасности", "Внимание! Дорога!", "Лото осторожностей" и др.);

3) библиотека познавательной и художественной литературы, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа проводится через занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в опасных ситуациях. Также проводятся беседы, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения. Игры с использованием персонажей делают процесс обучения живым и лёгким. Хороший результат дают интегрированные занятия. Так, после драматизации "Кошкин дом" дети с удовольствием зарисовывают интересные моменты; после чтения произведения "Умный светофор" выполняют аппликацию "Светофор" и т. д. С помощью таких занятий у детей развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.

Задача педагога - сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого используются плакаты, иллюстрации. Очень эффективно использование средств ИКТ. Интерактивные презентации, игры, мультфильмы делают материал интересным и доступным для детей.

Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации ("Волк и семеро козлят", "Красная Шапочка", "Колобок","Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.).

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной работы ДОУ. Необходим тесный контакт с родителями, так как круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которым необходимо знакомить прежде всего в семье.

Рекомендуются следующие формы работы с родителями:

- Проведение опросов, анкетирование с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;

- родительские собрания, семинары - практикумы с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, а также для формирования у родителей навыков воспитания детей;

- организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, оформление информационных стендов, папок - передвижек, памяток с целью формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей и ознакомления с работой ДОУ;

- совместное проведение досугов, праздников, экскурсий, выставок семейных творческих работ с целью установления эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.

Литература.

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М. : АСТ, 1998.

2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб. : ООО "Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2013.

3. Соколова Ю. А. Правила безопасности. - М. : "Эксмо", 2006.

Публикации по теме:

Безопасность собственной жизнедеятельности детей среднего возраста Цель: Формировать представление о собственной безопасности, как дома, так и в группе детского сада Задачи: Закреплять умение детей отвечать.

Безопасность собственной жизнедеятельности в ДОУ Актуальность темы: Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно.

Безопасность собственной жизнедеятельности в ДОУ Актуальность темы: Безопасность – это «. состояние защищенности жизненно.

Фотоотчет «Безопасность жизнедеятельности»Фотоотчет «Безопасность жизнедеятельности» На занятиях по безопасности жизнедеятельности, мы с ребятами вспомнили правила поведения на дорогах, игры на дорогах, светофор, правила.

Конспект спортивного праздника по основам жизнедеятельности для детей старшей группы «Моя безопасность в моих руках» .

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Консультация для родителей «Безопасность на воде» Консультация для родителей: «Безопасность на воде» Каждое лето время каникул, отпусков и все стараются выехать на отдых, поближе к открытому.

Консультация для родителей «Я и моя безопасность» Консультация для родителей "Я и моя безопасность" СОБЛЮДАЕМ РЕЖИМ ДНЯ. Поднимать детей стараемся в одно время. Делать утреннюю гимнастику.

Консультация для родителей «Летняя безопасность» Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться и оздоровляться. Дорогие родители, чтобы отдых принёс только.

Мастер-класс по использованию технологии сотрудничества педагогов, родителей и детей на тему «Дорога. Ребёнок. Безопасность» Родительское собрание в форме деловой игры Цель: Создание единого педагогического пространства (сотрудник ГИБДД,педагоги ДОУ, родители и.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Безопасность жизнедеятельности. Консультация для педагогов ДОУ.
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 22:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...