Оксана Краснопёрова
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе
физкультурно – оздоровительной работы»
Прежде чем начать говорить о взаимодействии с педагогами хочу сказать о специфике нашего образовательного учреждения. Наш детский сад комбинированного вида, который посещают дети с нарушением зрения. Дети имеют разные формы заболевания (амблиопия, косоглазие, спазм аккомодации, астигматизм, миопия, гиперметропия, которые влекут за собой определенные особенности, выраженные в нарушении физического состояния ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Особенности детей с нарушением зрения:
- нарушение координации движений; скованность в движениях;
- нарушения в ориентировке на макро и микро плоскости;
- нарушение глазодвигательных функций;
- нарушено восприятие цвета;
- нарушена согласованность движений рук и ног;
- нарушение ритма, скорости, точности;
- нарушение функций равновесия;
- нарушение зрительно – пространственной ориентировки
Для преодоления двигательных нарушений с детьми проводится коррекционная, индивидуальная или подгрупповая работа, направленная на ориентировку в пространстве т. к. этот вид деятельности - наиболее страдающий при патологии зрения. Навык двигательной ориентировки вырабатывается на основе сформованных представлений о различном положении тела и предметов в пространстве, а также различных пространственных направлениях.
Развитая ориентировочно -двигательная деятельность способствует преодолению недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства) и повышению двигательной активности детей. Работа с такими детьми требует взаимодействия узких специалистов. Это взаимодействие я представила в схеме. (Приложение)
Учитель дефектолог – специалист, играющий ведущую роль в организации и осуществлении этой работы. На своих занятиях он обучает детей ориентироваться в пространстве, тем самым подготавливая их к занятиям по физическому воспитанию. Как правило, группы укомплектованы неоднородно по остроте зрения и формам заболевания. Это затрудняет проведение занятия, так как важно учитывать специфику работы с разными детьми.
Выделены этапы взаимодействия :
1. Изучение документации:
- записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт.
2. Консультации учителя – дефектолога. Рекомендации.
3. Обследование.
4. Процесс физкультурно – оздоровительной работы :
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия в зале
- Физкультурные занятия на воздухе
- Спортивные развлечения и праздники
- Закаливающие процедуры после сна
- Физкультминутки
5. Работа с родителями
У инструктора по физической культуре и учителя – дефектолога ведется тетрадь преемственности, в которой учитель – дефектолог отмечает детей и их заболевания, противопоказания к занятиям и рекомендации для отработки каких – либо физических навыков. Благодаря записям в тетради преемственности мы видим, какому ребенку нужна индивидуальная помощь в преодолении трудностей, в освоении физкультурных навыков. Учитель – дефектолог проводит эту индивидуальную работу и на прогулке и в группе, и в зале (в свободное от занятий время) и в своем кабинете.
При проведении гимнастики и физкультурных занятий физкультурное оборудование должно иметь специальные метки. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать действия руки и ноги. Также широко используются различные яркоокрашенные ориентиры на стенах, на полу самого зала.
Во время выполнения упражнений на утренней гимнастике и общеразвивающих упражнений в основной части физкультурного занятия, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Но они не всегда видят, как правильно выполнять движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка.
Функция учителя – дефектолога и воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. Основная масса детей пользуется страховкой. Учитель - дефектолог и воспитатель обеспечивают эту страховку детям, а инструктор по физической культуре следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, воспитатель с другой, а учитель - дефектолог участвует в процессе с определенным ребенком. Если одновременно выполняется три вида основных движений, то учитель – дефектолог занимается с подгруппой детей, как воспитатель и инструктор по физической культуре.
Большое внимание уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др. В этом случае учитель – дефектолог работает в стороне, с детьми у которых есть ограничения, выполняя другое задание, инструктор по физической культуре и воспитатель работают с остальными детьми.
Такое взаимодействие педагогов и специалистов в целом дает положительный результат и при выходе из дошкольного учреждения наблюдаются значительное улучшение и многие дети снимают очки. Но не смотря на всю положительность остаются проблемы. При выходе ребенка из дошкольного учреждения и поступив в школу, наблюдается спад двигательной активности за счет отсутствия коррекционной работы и индивидуально – личностного подхода.