Наталья Медведева
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей»
Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения
В сфере социально-личностного развития основными образовательными направлениями педагогической работы являются :
• Социализация;
• Труд;
• Безопасность;
Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ и родителей дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех направлениях.
Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.
В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются :
• Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам обучения, воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
• Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
• Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Для того, чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т. д.
Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:
Форма взаимодействия Цель Виды взаимодействия
Взаимопознание Разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами Встречи - собрания, анкетирование
Взаимообщение Обмен информацией об психологических особенностях детей, уровне развития социальных компетентностей, эмоционального интеллекта Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте
Непрерывное образование воспитывающих взрослых Просвещение родителей по вопросам развития ребенка, обучение способом взаимоотношений с детьми Организация родительской школы (лекции, семинары, семинары-практикумы, тренинги, создание библиотеки.
Совместная
деятельность Привлечение родителей к созданию детских портфолио, конкурсов, семейных объединений, семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности
Совместная деятельность.
Данный вид деятельности является наиболее востребованным, полезным, но и одновременно самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри сильные и слабые стороны ребенка, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации, этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций, развлечения.
Организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируются занятия по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, гиперактивности, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности).
Для работы с детьми подобраны игры:
· на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста: данные игры имеют определенные цели и задачи:
• чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли»
• умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех»
• умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»
• развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка»
• создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски».
· на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения:
• «Назови себя».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
• «Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.
• «Волшебный стул».
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
• «Передача чувств».
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход. Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
• «Перевоплощение».
Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
На преодоление негативных эмоций, гнева:
• «Ругаемся овощами»
Цель: учить преодолевать негативные эмоции, гнев.
Ход: ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.
• «Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк, а потом «добрых» животных (котёнок, щенок).
• «Собака-поводырь»
Цель: развивать чувство доверия к близким.
Ход: дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.
• «Не поделили игрушку»
Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход: детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры.
на формирование культуры общения.
Педагог работает с детьми и родителями /законными представителями/, совместно реализует основную цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.