Елена Динеева
Родительское собрание «Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Публикация «Родительское собрание „Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Основная цель в моей работе - ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания, воспитание творческой раскрепощённой личности, живущей в гармонии с собой и окружающим миром. Русский дух, русские обычаи и обряды живы и теперь. И сохранить и передать традиции детям, новому поколению можно и нужно.
В процессе обучения, занятий фольклором, дети получают различные навыки:
Воспитательные:
• формируется интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры, возникает чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
• уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур.
Образовательные:
• развивается активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• развитие специальных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
• развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и укрепление органов дыхания (дыхательная гимнастика);
• развивается самостоятельность, инициатива и импровизационные способности у детей.
Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной. Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей (особенно городского ребенка в условиях такого крупного мегаполиса как Москва) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Воспитание маленького ребёнка – это прежде всего напитывание его любовью. Это происходит через прикладывание малыша к груди, через ласковые прикосновения, улыбку, напевы колыбельных.
Колыбельные песни, игры передаются из поколения в поколение и замечательно принимаются малышом. С помощью детских потешек и игр с движениями умывание, кормление, одевание ребёнка из мучительной процедуры могут превратиться в весёлую игру. А разнообразные шутки, дразнилки, прибаутки, обогащают речь ребёнка, расширяют словарный запас, учат общению.
Сказки являются важными воспитательными средствами. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.
Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, У всех народов трудовое воспитание является главной задачей.
Сейчас на рынке представлено большое количество ярких «развивающих» игрушек – озвученных, с кнопками, на пульте управления и пр. В то же время психологи рекомендуют покупать ребёнку простые игрушки из натуральных материалов. Игра с такими игрушками пробуждает фантазию ребёнка и стимулирует игровую деятельность.
Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут в себе добро, радость, тепло рук мастера. А дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку тактильные ощущения.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.
Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Баиньки, баиньки
Купим … валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет мой …. ходить
Новые валенки носить.
Средства массовой информации дают детям готовые впечатления в виде рекламы, шоу, компьютерных игр, мультфильмов (часто некачественных). Все это отвлекает ребёнка от созидательной деятельности. Многие родители озабочены тем, что их дети-дошкольники проводят много времени перед экранами телевизора и компьютера.
Современные дети теряют культуру игры. Хорошо рассказать ребёнку об играх, в которые играли ещё их бабушки и дедушки. Совместное пение, хороводные игры, игры уличные позволят мамам не скучать на детской площадке, а детям проводить время с увлечением.
Знакомство ребёнка и всех членов семьи с родной культурой важно для формирования у малыша в будущем модели гармоничных семейных отношений.
Поэтому занятия на основе фольклора мне видятся центром духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.
По традиции ежегодно провожу фольклорные праздники вместе с родителями : «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети получают радость и удовольствие. Сколько радости было, когда на класс- концерте «Рождество» дети колядовали, а родители подключились к игре! Сколько радости было, когда родители напекли блинов на Масленицу и мы все вместе пили чай с блинами, играли в игры, водили хороводы. На занятии «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми раскрашивали «пасхальные яйца», делали красивые поделки. У многих родителей открылись таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - то работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им сразу хочется с ними вместе танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они всегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.