МААМ-картинки

Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации

Кононова Светлана
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Одним из способов успешной социальной адаптации является успешное овладение речью.

Основные функции языка и речи:

мыслеобразующая функция;

Публикация «Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации» размещена в разделах

коммуникативная функция;

прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога;

регулятивная функция.

В свою очередь выделяются следующие коммуникативные качества речи :

1) правильность (правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка);

2) точность (точность речи – это, прежде всего, строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности);

3) логичность речи («Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка и речи»);

4) чистота (чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…»);

5) выразительность речи («выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя…»);

6) богатство – разнообразие речи;

7) уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста, так как личностное развитие и речевое обучение рассматриваются отдельно.

Наиболее полно эти два аспекта взаимодействуют в сюжетно – ролевой игре. Чему обучается ребенок в сюжетно – ролевой игре?

• Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

• Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

• Осознавать свое реальное место среди других людей.

Сделать для себя открытие : желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

• Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

• Свободно выражать свои чувства.

• Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

• Переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство.

• Делать выбор.

Для успешного вживания в с/р игру, полноценного общения со сверстниками и взрослыми ребенок должен уметь ясно выражать свои мысли, т. е. использовать монологическую и диалогическую формы речи. Формированию монологической и диалогической речи служит, в числе прочего, обучение детей рассказыванию на материале худ. произведений: пересказ, сочинение сказок и загадок ( методики ТРИЗ: анализ сюжетного смысла сказок с помощью игры «Да – нет»; составление сказок методом «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора», «Волшебного треугольника»). Также интересна методика О. Л. Кабачек по обучению детей сочинению сказок. На первом этапе ребенок сочиняет вместе со взрослым-слушателем, далее добавляются карточки с изображением персонажей, предметов и мест действия. Самый сложный этап- сочинение со сверстником.

В ходе наблюдения за речевой деятельностью детей группы были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности :

• употребление слов в неточном значении,

• использование в речи неадекватных грамматических форм,

• многочисленные повторения,

• возвращения к ранее сказанному,

• изобилие необоснованных пауз в речи,

• единичность случаев активной вербальной коммуникации,

• отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,

• применение демонстративных и «силовых» действий,

неспособность оценивать высказывания других детей.

Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как с взрослыми, так и со сверстниками.

В работе по развитию речи мы используем такие игры и творческие задания, как «Цепочка» (учить детей выделять признаки объектов, «Что (кто) делает также?», «Доскажи словечко», «Исправь меня», «Назови героя»; составление загадок; пересказ сказки, используя приемы наглядного моделирования. Интересна работа по обучению детей составлению сказок по силуэтным изображениям (люди, животные, растения, природные явления). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличии от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Ребенок сам определяет характер, настроение, даже внешний вид героя, наделяя силуэты предметов определенными смысловыми качествами.

В повседневной работе с детьми группы проводится работа по пониманию, усвоению и использованию «секретов общения» :

• Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

• Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

• Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

• Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!

• Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!

Для развития навыков общения детей со сверстниками в повседневной совместной деятельности мы используем :

• игры на формирование внимания к сверстнику («Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо» и др.). В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников;

• игры на согласование движений («Хвост дракона» и др.). Правила данных игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности;

• разбор проблемных ситуаций, типа «Как спасти кого-то от дракона», «Заболел ребенок, как его вылечить» и т. д. ;

• игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам, должно иметь исключительно положительный характер («Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга» и др.). Задача данных игр – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним;

• игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции» : «Лица» - на листе бумаги дети рисуют лица с различными выражениями настроения; «Мимическая гимнастика» – дети хмурятся, как осенняя туча, пугаются как заяц, увидевший волка» и т. д.

• а также оказание реальной помощи в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).

Проведенная работа с детьми по формированию навыков общения со сверстниками дала положительные результаты: многие дети стали легче общаться со сверстниками, лучше понимать чувства других и легче выражать свои. Дети стали использовать в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания. Они охотно включаются в совместную деятельность.

Важнейшая задача взрослых - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений, научиться вступать в контакт и вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих. Сформированные в дошкольном детстве умения сопереживать (радоваться успехам других, огорчаться, если их постигла неудача, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, правильно строить взаимоотношения со сверстниками, помогут детям в дальнейшем устанавливать положительные, доброжелательные отношения с окружающими их людьми.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников «Радио»Задачи: развивать умение обращать внимание на индивидуальные особенностями сверстников Воспитатель берёт в руки микрофон (это может.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 09:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД