Приложение МААМ

Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности

Елена Парамонова
Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Парамонова Е. В.

Музыкальный руководитель

I квалификационной категории

г. Арзамас

МБДОУ «Д/с №26»

«Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности»

Публикация «Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности» размещена в разделах

Статья «Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности» раскрывает теоретические основы работы в области развития интелектуальных способностей с детьми дошкольного возраста. Рассматривается актуальность работы с детьми в детском саду в данном направлении. В статье есть обзор методов, приемов и репертуара в соответствии с возрастными возможностями. Раскрывается взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей.

Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей. Что же такое когнитивное развитие?

За изменениями веса и роста новорожденного следить легко. Но не так просто понять, что происходит внутри его мозга по мере развития.

Отделы головного мозга ребенка, контролирующие функции организма, полностью сформированы и не будут меняться. Малыш умеет дышать, есть, спать и какать. Но те отделы, которые отвечают за понимание ребенком самого себя и окружающего мира, будут меняться и развиваться.

Мозг новорожденного не способен полностью использовать такие функции, как восприятие, мышление, запоминание, речь и физическая координация. Процесс, при котором ребенок постепенно учится использовать эти навыки, называется когнитивным развитием. Музыкальная деятельность имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. В связи с этим возрастает роль целенаправленного развития когнитивных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) в содействии музыкальному образованию дошкольников, так как данные способности обеспечивают эффективность овладения знаниями общих и специальных дисциплин, а также являются благоприятным условием адаптации воспитанников. Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка. Музыка развивает эмоциональную сферу, эмоциональную отзывчивость. Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения.

Творческая деятельность развивает чувства детей, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию внешних психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость.

Существует взаимосвязь когнитивных и музыкальных способностей : уровень развития музыкальных способностей соответствует уровню развития когнитивных способностей. Исследования показали, что у детей регулярно занимающихся музыкой уровень IQ выше в 2 - 2,5 раза, чем у их сверстников не посещающих подобные занятия. И ещё, благодаря тому, что музыка и пение активизирует работу обоих полушарий мозга, у детей, регулярно занимающихся пением, музицированием и слушанием музыки, значительно быстрее развивается навык чтения, письма и счёта! Этому свидетельствует совместная методика двух выдающихся педагогов Н. Зайцева и Г. Струве!

Методики, основанные на разных видах деятельности, игровой процесс и частая смена (видов деятельности) способствуют, в большей степени, формированию стойкого навыка усидчивости и концентрации внимания, которые так нужны не только дошкольникам, но и школьникам для успешного процесса обучения. Основная форма образовательной деятельности с детьми – музыкальные занятия. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Всё это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности. [4]

Но не надо забывать, что огромные возможности для интеллектуального развития так же имеют и другие формы организации музыкальной деятельности ребенка, такие как нерегламентированная: совместная с педагогом и самостоятельная, а так же музыкальное воспитание в семье и в социуме.

Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.

На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Для сопоставления музыкальных произведений, на занятиях используются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (например, «Вальс» Н. Леви и «Вальс» С. Майкопара, разные музыкальные произведения, но с одним настроением (например, «Полька «Олечка» Т. Ломовой и «Веселые дети» в обр. Т. Ломовой).

Так же эффективнейшей педагогической технологией для когнитивного развития детей является ТРИЗ и РТВ. Закрепление и систематизация знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах проходит с помощью Кругов Луллия. На них располагаются предметные картинки. С помощью стрелок ребенок может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, вроде бы несовместимые признаки объектов. Дети выявляют и разрешают противоречия, тем самым решая задачу умственного и творческого развития, для чего я использую два типа заданий:

1 тип: Ребенок объединяет с помощью стрелки подходящие к заданию картинки.

2 тип: Объясни необычное сочетание. Здесь рассматривается случайное соединение карточек. Можно представить как будет называться музыкальный инструмент, соединенный случайно (например, барадудка, скрипофон, фортегитара и т. п.). Для развития исполнительской деятельности можно применять пособие на первом круге которого расположены картинки четырех времен года, на втором – музыкальные инструменты, которые в дальнейшем будут использоваться для сочинения мелодии или аккомпанемента. Ребенок пытается с достаточной степенью достоверности объяснить их сочетание.

Следующий метод это обучение составлению рассказа по алгоритму «Волшебная дорожка». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки». При использовании данного алгоритма активизируется словарный запас, развивается мышление с небольшой образной подсказкой.

Интересными и конгнитивными являются также методы символическая аналогия и мнемодорожки, а так же синектика и эмпатия. Суть метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В его основе лежит прием эмпатии – личностного уподобления, способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту [6]. В музыкальной деятельности его применение заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений. Ребенок показывает несложные движения и говорит, что он чувствует. Музыка при этом действует на весь организм. Возможна и словесная эмпатия, когда ситуация, музыка, композитор или музыкальный инструмент воспринимаются с другой точки зрения. Даётся задание придумать рассказ от лица например, заболевшей куклы (П. И. Чайковский «Болезнь куклы»). Описать словами, что думает она, (заболела, или обрадовалась, или торопится, или ей одиноко… почему, как вы думаете). Очень любят дети упражнения, раскрывающие их творческий потенциал, такие как «Придумай кукольный марш», «Сочини колыбельную капризному мишке», «Сочини мелодию булькающей каши», «Сочини песенку остывшей каши», «Как поет не вкусная каша?». Дети строят сказочные образы и направляют свою фантазию на решение разных задач.

Способствует развитию интеллектуальной компетенции процесс экспериментирования со звуками. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, улицы, группы; в поисках ассоциаций при работе со звуками природы, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.

Интеллектуально-фантазийные игры, а так же пение по ручным знакам позволяет ребенку осознать связь между звучанием и знаком, и понять, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Эти загадочные графические письма развивают символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

С внедрением ФГТ, а затем и ФГОС в ДОУ существует единое календарно-тематическое планирование, при решении задач которого используются интегративные технологии, создающие оптимальные условия для выявления и максимального развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Дети с огромным удовольствием сочиняют, фантазируют, знакомятся с произведениями композиторов, художников. Заключительным этапом каждой темы становится интересное познавательное интегрированное развлечение. Итоговые занятия по пройденной теме проводятся в самых разнообразных формах (музыкальные КВН, путешествие по городу настроений, и т. д.

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает ни с чем не сравнимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста.

Психолог Б. М. Теплов считает: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

Литература:

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -

СПб. : 1998. - 705 с.

2. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека /

В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2002. - 159 с.

3. Ананьев Б. Г---М. : Педагогика, 1980.-Т. 1.-230 с, Т. 2-287 с.

4. Методическое пособие для руководителей, методистов и музыкальных работников ДОУ. г. Тамбов, с. 1/6

5. Радынова О. П. Формирование личности ребенка средствами музыки //Управление ДОУ. - 2011. - № 7.

6. И. Мурашковская, Н. Валюмс Картинки без запинки/ СПб: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС»; 1995г. -39с.

7. Т. Сидорчук, С. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок – М. : АРКТИ, 2010-28с.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей в процессе занятий музыкой». В наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок – музыку, которая звучит повсюду и культивируется.

Анкета «Удовлетворение потребностей родителей в развитии детей в условиях дошкольного учреждения.» 1. Достаточно ли музыкальный руководитель воспитывает интерес у детей к музыке Да нет 2. Развиваются ли навыки у детей во всех видах музыкальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности
Опубликовано: 19 июня 2014 в 21:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конгнитивное развитие ребенка в условиях музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Парамонова (УИ 184265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД