Галина Хорошавина
Конспект игры по биологии для учащихся 6 класса «Конкурсно-игровой калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошавина Галина Григорьевна
БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Учитель биологии
Описание публикации: Предлагаю вам конспект игры для детей 6 класса «Конкурсно-игровой калейдоскоп». Данный материал направлен на решение триединой задачи обучения биологии :
• развитие интереса к предмету;
• изучение и понимание признаков и свойств живого;
• понимание места и роли человека в природе.
Публикация «Конспект игры по биологии для учащихся 6 класса „Конкурсно-игровой калейдоскоп“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Подобные игры помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках. Эту игру можно проводить на уроке или провести как внеклассное занятие. Играть может весь класс, вызванные к доске ученики или класс поделить на команды.
«Конкурсно – игровой калейдоскоп»
Цели:
1. Расширить знания учащихся по биологии, в частности об особенностях строения и процессах жизнедеятельности;
2. Воспитывать любознательность детей, умение наблюдать и делать выводы;
3. Активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма;
4. В занимательной форме проверить запас биологических знаний;
Оборудование: Карточки- задания, фотографии растений, гербарии растений, ручки, листы бумаги.
I Организационный момент
• Набираются команды.
• Выбирается независимое жюри.
• Зрители делятся на два сектора, в зависимости от того за кого будут «болеть».
II Начало игры :
Конкурс №1 : «Каламбур»
На доске, слайде или на плакате нарисована схема, отражающая систематическое положение растения определенного вида. Задача играющих найти ошибку и исправить её.
Каламбур 1
Царство: растения
Отдел: покрытосеменные
Класс : двудольные
Род: ноготки
Семейство:сложноцветные
Вид: ноготки лекарственные
( Ответ: после класса идет семейство, затем род и вид)
Каламбур 2
Царство: растения
Отдел: покрытосеменные
Класс : однодольные
Семейство:розоцветные
Род: ноготки
Вид: ноготки лекарственные
( Ответ: ноготки лекарственные относятся к классу двудольные, семейству сложноцветные)
Конкурс №2 : «Логическая цепочка»
Учитель показывает карточки с формулами семейств, а ученики по цепочке угадывают о каком семействе идет речь.
1. Л4Ч4Т6П1 (крестоцветные)
2. Л5Ч5Т10П1 (бобовые)
3. Л5Ч5Т5П1 (сложноцветные)
4. Л5Ч5Т-П (розоцветные)
5. Л5Ч5Т5П1 (пасленовые)
6. 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки (злаковые)
7. Л6Ч6Т6П1 (лилейные)
8. Л5Ч5П1Т9+1 (крестоцветные)
9. Л4Ч4Т2+4П1 (крестоцветные)
10. Л6Ч6Т6П1 (лилейные)
Конкурс №3 : «Кто лишний»
Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее и объяснить, почему. Это могут быть фотографии, рисунки, гербарии.
Задание: спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария.
( Ответ: лишний сфагнум- это мох, остальные- водоросли).
Задание: пырей ползучий, рожь посевная, тимофеевка луговая, осот желтый, мятлик однолетний.
( Ответ: лишний осот –это семейство сложноцветные, остальные – семейство злаки).
Задание: мукор, пиницилл, ягель, дрожжи, головня.
( Ответ: лишний ягель – это («олений мох») – лишайник, остальные – грибы).
Конкурс №4 : «Кто такой? Что такое?»
Игроки должны угадать растение по описанию.
1. Его называют сыном солнца и воды. Растение теплолюбиво и требует обилия влаги. По площади посева занимает 2 место после пшеницы. Для стран Азиатского континента служит основным продуктом питания. Зерно перерабатывают в муку, крахмал, спирт, а из отрубей добывают высококачественное и техническое масло, а также используют как ценный корм для животных, а смолу – для производства лучших сортов бумаги, изготовления веревок, циновок, корзин, шляп и мебели. Родиной считают Индию. (Рис)
2. Существует много разновидностей, употребляют: цветы, кочанчики, толстый, сочный, надземный стебель. Требовательна к почве, влаге, имеет бледно- желтые цветки, соцветие- кисть. Растение семейства крестоцветных,плоды – стручки с семенами. (Капуста)
3. Родина – побережье Чили и горы Перу. Важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал, патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками цветки самоопыляются, осенью образуют плоды: зеленовато- белые ягоды размером чуть больше лесного ореха. (Картофель)
4. Однолетнее травянистое растение, высотой 2- 3 метра и более, ценная зерновая и продовольственная культура, служит сырьем для промышленности. Стебель толстый и не полый, длинные широкие листья имеют параллельное жилкование. Цветки 2 типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны в соцветие – сложный початок, а тычиночные образуют соцветие- метелку. (Кукуруза)
5. Очень древнее культурное растение, возделывали более 10000 тысяч лет. Важнейшая зерновая культура. Стебель- соломина, на нем хорошо заметны узлы, плод зерновка, из сортов изготовляют высококачественный хлеб, макароны, крупы. (Пшеница)
6. Растение цветет осенью, стебель прямостоячий покрыт в нижней части жесткими волосками, листья лировидной формы, расположены поочередно, цветки собраны в соцветие кисть, плоды – стручки с поперечными перетяжками. (Дикая редька)
Конкурс №5 : «Биологическая задачка»
Задача 1: Эквалипт – необычное дерево. Из семян через семь лет вырастает дерево. Годовой прирост составляет 2, 71 м. Какова его высота? (10 м.).
Задача 2: Род растений, имеющие самые большие листья. Это тропические растения и листья их поистине огромны – около двадцати метров. (Пальма)
Задача 3: Вам нужно назвать самое высокое травянистое растение. Его высота – тридцать, а то и сорок метров. Порой за сутки это растение может вырасти на целый метр. Растет всего 40 дней. (Бамбук)
Конкурс №6 : «Это должен знать каждый»
Предлагаются ученикам открытки, фотографии с изображением ядовитых растений или растений, занесенных в Красную книгу. Открытки сложены в стопку, рядом лежит ручка и листы бумаги. Ученик подбегает, берет первую открытку сверху и пишет название растения на листе бумаги. Открытка откладывается в сторону. Зате бежит второй ученик. Третий и т. д. Побеждает та команда, которая первая и без ошибок выполнила задание.
Конкурс №7 : «Советы бабушки Агафьи»
1. Этим овощем в Древнем Египте на строительстве пирамид кормили рабов,чтобы они не заболели. В этом растении содержится большое количество фитонцидов,поэтому мы используем его во время эпидемии гриппа. Родной брат лука. (Чеснок)
2. Плоды этого овоща используют в рационе людей,больных сахарным диабетом,с заболеваниями почек и сердца т. к. в нем содержится много солей калия. Семена этого растения используют как глистогенное средство. Готовят из нее кашу,варенье и даже цукаты. (Тыква)
3. Русские женщины используют плоды этого растения для ухода за кожей лица,он хорошо дезинфицирует и увлажняет кожу, маски из мякоти устраняют веснушки. В плодах этого овоща содержится до 98% воды. Лежит меж грядок, свеж и сладок. На грядке-зеленый, а в кадке соленый. (Огурец)
4. Свежевыжатый сок растения лечит язву желудка. Из него можно приготовить первые, вторые блюда и даже десерт; входит во все диеты. Неказиста, шишковата, но придет на стол она – скажут весело ребята: «Ой! рассыпчата, вкусна!». (Картофель)
III. Подведение итогов
• Определяется победитель;
• Отмечаются самые активные;
• Выставляются оценки за урок, обычно это оценка «5».