Ольга Анатольевна Васильева
Конспект родительского собрания «Кризис 3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- расширить знания родителей о кризисе трех лет;
- обучить приемам конструктивного общения с детьми.
Предварительная работа:
- размещение консультации в родительском уголке «Возрастные особенности детей 2-3 лет»;
- анкетирование родителей «Какие трудности вы испытываете в воспитании своего ребенка?» и обработка результатов;
Публикация «Конспект родительского собрания „Кризис 3 лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- подготовка презентации на тему «Кризис трех лет»;
- подготовка памятки «Кризис трех лет» для раздачи родителям на собрании.
Приглашенные: психолог МБДОУ.
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы хотим посвятить наше собрание кризису трех лет. Эта тема наиболее актуальна для вас в настоящее время, так как ваши дети приближаются к данному возрасту.
В период кризиса малыш начинает противопостовлять себя взрослым, что выражается в его высказываниях «Я сам», «Я смогу», «Я хочу». Ребенок отделяет себя от взрослых, свои действия от действий других. Ваш малыш утверждает свое «Я», свою самостоятельность и независимость. У него складывается чувство собственного достоинства.
О том, как протекает кризис трех лет, вам расскажет психолог ДОУ.
(Предоставляется слово психологу, включается презентация).
Психолог: Что такое кризис трех лет? Это переход от раннего к дошкольному детству. (Слайд №1). Психологи считают этот период переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности.
Кризис – это разрушение старых отношений и переход к новым. (Слайд №2). У ребенка к трем годам совершенствуются и физические, и психические функции организма, поэтому повышаются самостоятельность и активность. У малыша меняется отношение к окружающим его взрослым и к себе. Он начинает требовать большей самостоятельности, другого отношения к себе. Родителям необходимо вовремя перестраивать свои взгляды, так как в противном случае у ребенка возникают такие кризисные явления, как негативизм, упрямство, строптивость, обесценивание, своеволие, деспотизм и протест-бунт. (Слайд №3).
Рассмотрим эти признаки. (Слайд №4). Негативизм – это негативная реакция ребенка не на само действие, а на требование взрослого. Главный мотив – сделать наоборот, даже в ущерб своим желаниям.
(Слайд№5). Упрямство – это настаивание на своем не потому, что этого очень хочется, а просто потому, что ребенок сам так сказал. Первоначальное решение определяет дальнейшее поведение и отказаться даже в изменившихся обстоятельствах сложно.
(Слайд №6). Строптивость - направлена против всей сложившейся системы отношений, против принятой в семье системы воспитания.
(Слайд №7). Обесценивание – ребенок может начать ругаться, отбросить или сломать любимую игрушку. Происходит обесценивание отношений и привязанностей.
(Слайд №8). Своеволие – это желание все делать самостоятельно, даже то, что еще не по силам.
(Слайд №9). Деспотизм – проявляется чаще всего в семьях с одним ребенком при чрезмерном потакании всем прихотям. Выражается в истериках с криками и слезами, битьем головой об пол и т. п. В семьях с несколькими детьми может выражаться в виде ревности к другим детям.
(Слайд №10). Протест-бунт – это постоянное состояние конфликтности со взрослыми, возникновение агрессивности.
Родителям для удачного сопровождения кризиса необходима способность взглянуть на ситуацию со стороны, эмоциональная саморегуляция, вариативность мышления. (Слайд №11). Необходимо предоставить малышу выбор в посильных ситуациях, уважать его мнение, но и не потакать тому, что действительно нельзя (в целях безопасности ребенка нельзя переходить улицу одному, трогать только что вскипевший чайник и т. п.).
(Слайд №12). Что может осложнить период кризиса трех лет?
- манипулирование ребенком, стремление все сделать за него, лишение его самостоятельности и инициативы;
- авторитарный стиль общения;
- отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
- отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение;
- интеллектуальные, физические, психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационального режима дня;
- неорганизованная окружающая среда, ограничение доступа к игрушкам, ограничение движений, необоснованные запреты, вызванные чрезмерной заботой о безопасности малыша.
(Конец презентации).
Воспитатель: Уважаемые родители, а теперь мы хотим предложить вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в период кризиса трех лет :
1. Вы собираетесь на прогулку и предлагаете ребенку одежду. Он отказывается ее одевать. Вы предлагаете другую одежду – он снова отказывается…
2. Ваш малыш хочет взять с собой в детский сад дорогую игрушку, которую только подарили ему на день рождения. Вы знаете, что игрушку могут сломать в группе и пытаетесь оставить ее дома. Ваш малыш настаивает на своем…
3. Вы приходите за малышом в детский сад. В раздевалке он хочет одеваться сам, но у него плохо получается. Вы устали и хотите быстрее одеть ребенка сами. Малыш начинает капризничать, не давая вам одевать его…
4. Дома вы что-то не разрешили ребенку и он начинает бросать игрушки на пол…
5. Вы в гостях с малышом. Все веселились, но вдруг ваш ребенок начинает ругаться при всех…
(Обсуждение предложенных ситуаций вместе с родителями и психологом).
Воспитатель: В заключении хотелось бы отметить, что успешное прохождение периода кризиса трех лет очень важно для малыша, так как в этот период закладываются такие черты характера, как самостоятельность, независимость, решительность. При неуспешном – сомнение, стыд, слабая воля, комплекс неполноценности.
Мы вместе с психологом подготовили для вас памятки о кризисе трех лет с рекомендациями о том, как лучше всего вести себя с ребенком в различных ситуациях. (Раздают памятки).
Без умения договориться с малышом ваша жизнь может стать очень трудной, а у ребенка будут формироваться неблагоприятные черты характера.
Какие у вас есть вопросы? (Отвечают на вопросы). Вам понравилось? Что понравилось? О чем бы вы еще хотели узнать? (Ответы родителей).
Благодарим вас за внимание, желаем вам успехов в преодолении трудностей в воспитании. До свидания!