Юлия Баландина
«Коррекция познавательных процессов у детей 7–8 лет».
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детей
7 – 8 лет с задержкой психического развития 5
Глава 2. Коррекция познавательных процессов детей 7 – 8 лет 7
2.1. Первичная диагностика детей 1 специального
(коррекционного) класса. 7
2.2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми. 10
2.3. Итоговая диагностика детей 1 специального
(коррекционного) класса. 11
Заключение 12
Литература 13
Введение
Публикация «„Коррекция познавательных процессов у детей 7–8 лет“,» размещена в разделах
Младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающий большой массив преобразований, которые влияют на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Развитие познавательных процессов в данном
периоде особенно актуально, так как происходят изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. От того, насколько адекватно будет проходить процесс развития познавательных процессов во временном отрезке, будет зависеть не только качественный
характер обучения в школе, но вся дальнейшая способность к индивидуальному саморазвитию.
Следует отметить, что возраст от 7 – 8 лет является важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных
отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность.
Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка. Если на начальных стадиях рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у ребенка происходит формирование словесно-логического мышления. (5. с15).
Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мнестических процессов. Не менее существенные изменения происходят в развитии речи ребенка и других познавательных процессах. (7. с. 30).
Все ранее перечисленные познавательные процессы у детей с задержкой психического развития снижены. Для успешного обучения дети с ЗПР направляются в 1 специальный (коррекционный) класс VII вида. Работа с данной категорией детей носит системный характер: занятия проводятся учителем начальных классов, логопедом, педагогом- психологом. Младшим школьникам с задержкой психического развития требуются занятия по коррекции и развитию основных психических процессов. В рамках реализации образовательной деятельности МОУ ЦД и К организованны коррекционно-развивающие занятия с обучающими 1-го специального (коррекционного) класса VII вида МОУ СОШ № 29. В состав группы входят дети с неуточненным диагнозом (F.83 – задержка психологического развития; F.70? – легкая умственная отсталость).
Данная группа носит название диагностической, то есть к концу учебного года специалисты должны определить окончательный образовательный маршрут ребенка.
Зачисление в данную группу производятся с обязательной первичной психологической диагностикой, которая организуется с использованием методических рекомендаций «Психолого-педагоической диагностики» О. В. Забрамной, С. Д. Боровик и наглядно-демонстрационного материала к ней. Наиболее пристального внимания заслуживает коррекция процессов памяти и мышления т. к. развитие процессов памяти способствует лучшему сохранению и воспроизведению пройденного материала, а мыслительные операции позволяют перерабатывать пройденный материал. К тому же возрастное развитие этих процессов происходит линейно, то есть при повышении уровня развития мышления повышается уровень развития памяти.
Целью данной работы является создание условий для коррекции процессов памяти и мышления у детей 7-8 лет.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности развития детей 7-8 лет с ЗПР.
2. Изучить учебно-методическое пособие «Коррекционно – развивающее обучение» Шевченко С. Г и внедрить в практику работы цикл коррекционно-развивающие занятий по развитию памяти и мышления для детей 7-8 лет с задержкой психического развития.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детей 7 – 8 лет
задержкой психического развития.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. (1. с. 300).
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его
познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что включается в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие о них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Что нельзя утверждать про детей с задержкой психологического развития, которым требуется помощь не только большего количества специалистов, таких как логопед, педагог-психолог, но и ежедневная индивидуальная работа с этими же специалистами.
В настоящее время категория детей с задержкой психического развития достаточно глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны. Многие авторы, изучавшие возможности обучения детей с задержкой психического развития. (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Никашина, Р. Д. Триггер, Н,А.
Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др., отмечали, что в зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного) и время воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в познавательной деятельности, эмоционально-волевой, личностной сфере и поведении.
Так, к специфическим особенностям познавательной деятельности относятся ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение все видов памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, потребность в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, в речи, как правило, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя. Нарушение интеллектуальной деятельности, безусловно, сказывается на учебной деятельности: слабая
регуляция произвольной деятельности, низкий навык контроля и самоконтроля приводят к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до конца, сравнивать и оценить результаты. Недостаточное понимание материала приводит к замене многих логических связей механическими. В результатами приобретаемые знания часто бессистемны, поверхностны, долго автоматизируются, быстро забываются, не используются в новых ситуациях. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью, и соответственно, низкой работоспособностью. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, а также не устранение пробелов в знаниях, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.
Глава 2. Коррекция познавательных процессов детей 7 – 8 лет.
2.1. Первичная диагностика детей 1 специального (коррекционного) класса.
Для осуществления поставленных целей и задач на I этапе своей деятельности я провела диагностику уровня развития процессов памяти и мышления с использованием методических рекомендаций «Психолого-педагоической диагностики» О. В. Забрамной, С. Д. Боровик.
В начале учебного года в диагностическом обследовании принимала участие группа детей 7-8 лет в составе 6 человек, обучающихся в 1 специальном (коррекционном) классе СОШ №29.
В обследовании детей использовались следующие методики:
1. Методика «Слуховая произвольная память».
2. Методика «Зрительная произвольная память».
3. Методика «Зрительная непроизвольная память».
4. Методика «Тест Дж. Равена».
5. Методика «Картинка со скрытым смыслом».
6. Методика «Серия сюжетных картинок».
7. Методика «Вербальные аналогии».
8. Методика «Четвертый лишний».
Память.
1. Методика «Слуховая произвольная память».
Цель: определение объема слуховой произвольной памяти, кратковременной и долговременной памяти.
2. Методика «Зрительная произвольная память».
Цель: определение объема зрительной произвольной памяти, кратковременной и долговременной памяти.
3. Методика «Зрительная непроизвольная память».
Цель: определение объема зрительной непроизвольной памяти, кратковременной и долговременной памяти.
Мышление.
1. Методика «Тест Дж. Равена».
Цель: выявление сформированности наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.
2. Методика «Картинка со скрытым смыслом».
Цель: способность устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе понимания изображенной ситуации.
3. Методика «Серия сюжетных картинок».
Цель: изучение словесно-логического мышления, способность устанавливать причинно- следственные связи
4. Методика «Вербальные аналогии».
Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями,
способность сохранять заданный способ рассуждений при решении большего количества разнообразных задач, требующих однотипного способа выполнения.
5. Методика «Четвертый лишний»
Цель: выявить умение анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать понятия с опорой на существенные признаки.
Результаты диагностики на начало года:
память мышление
Низкий уровень -3 человека Низкий уровень -4 человека
Средний уровень-3 человека Средний уровень-2 человека
2.2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми.
На основании полученных данных с группой был проведен комплекс занятий по коррекции познавательных процессов. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 минут с группой детей 7-8 лет с ЗПР.
Цель занятий: повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; формирование недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи:
1. Развитие произвольной памяти.
2. Развитие основных мыслительных операции: анализа и синтеза.
3. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно – образного мышления;
развитие словесно – логического мышления.
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
Материалом для занятия служат игры и упражнения, направленные на коррекцию
познавательных процессов.
Структура занятия состоит из:
- приветствие;
- основная часть;
- заключительная часть.
Начало каждого занятия начинается с приветствия, которое выступает своебразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.
В основной части я использовала игры и упражнения, направленные на:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых представлений о предметах и
явлениях окружающей действительности.
- формирование обобщенных представлений и свойствах предметов (цвет, форма,
величина).
В заключительную часть занятия я включала поощрение, чтобы повысить самооценку
каждого ребенка.
2.3. Итоговая диагностика детей 1 специального (коррекционного) класса.
После осуществленной работы была проведена итоговая диагностика, по которой были
выявлены следующие результаты:
Память
начало года конец года
Низкий уровень -3 человека Низкий уровень -1 человека
Средний уровень-3 человека Средний уровень-5 человека
Мышление
начало года конец года
Низкий уровень -4 человека Низкий уровень -3 человека
Средний уровень-2 человека Средний уровень-3 человека
Заключение
Данная работа была посвящена проблеме коррекции познавательных процессов детей 7- 8 лет с задержкой психического развития.
Для реализации поставленных целей и задач была проведена диагностика познавательных процессов (памяти и мышления, организован цикл занятий по коррекции выявленных недостатков в психическом развитии. В начале проведения цикла дети проходили адаптационный период, возникали сложности в поведенческом аспекте, что вело за собой сложности в усвоении нового учебного материала. С каждым последующим занятием дети проявляли больший интерес к играм, упражнениям на развитие познавательных процессов.
К концу учебного года была проведена итоговая диагностика памяти и мышления, которая показала увеличение количества детей со средним уровнем развития процессов памяти и мышления.
Полученные данные позволяют утверждать, что занятия по коррекции познавательных процессов прошли успешно, в развитии детей произошла положительная динамика.
В следующем учебном году я планирую использовать полученный опыт в работе с данной категорией детей.