Екатерина Дунаева
Коррекция речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
(ежегодная педагогическая конференция, август 2009 г)
Не секрет, что когда дети начинают обучение в начальной школе, у них возникают трудности в овладении русским языком. Причиной является недостаточный уровень развития речи. Это проявляется в трудности построении фразы, в неправильном грамматическом оформлении предложения, в бедности словарного запаса, нарушении звукопроизношения и др.
За последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось.
Публикация «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах
Cуществует две группы причин, приводящим к нарушениям речи : внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные, которые нередко сочетаются между собой.
К внутренним (эндогенные) причинам речевых нарушений относятся различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.
К внешним (экзогенные) причинам речевых нарушений относятся :
• различные психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
• соматически ослабленные дети.
• общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит.
• наследственные факторы.
• педагогическая и социальная запущенность.
Речь – явление социальное, она развивается лишь под влиянием окружения ребёнка. Если ребёнок не получает достаточного речевого общения, то развитие его собственной речи будет отставать. Родители рады, если ребёнок подолгу сам занимается игрушками и не мешает им. Но при этом они не должны забывать каждый день почитать малышу, рассмотреть картинку и задать вопросы по ней, разучить потешку или стишок. Если же ребёнок явно отстаёт от сверстников по развитию речи, то необходимо получить консультацию логопеда и невропатолога.
Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
На логопедических занятиях большое внимание уделяется:
• развитию артикуляционной моторики (артикуляционной гимнастике).
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
• развитию дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
• логопедический массаж.
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
• исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциация звука);
• развитию фонематического слуха.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
• навыкам звукового анализа и синтеза;
• развитию мелкой моторики пальцев рук;
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения с такими незамысловатыми предметами как спички, пуговицы, ложки, чашки, баночки, тюбики, крупы, бумага, прищепки, массажные мячи, су-джок колечки
• совершенствованию лексико-грамматических конструкций;
• развитию неречевых психических процессов.
Коррекционные логопедические занятия проходят в игровой форме., те, которые используются на занятиях, позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.
Но в одиночку логопеду не под силу справиться с речевыми нарушениями. Поэтому необходим комплексный подход к решению этой проблемы, т. е к коррекционной работе должны подключиться и педагоги, и медики, и родители.
Для того чтобы определить, какие мероприятия необходимы ребенку для успешной коррекции, проводится тщательное обследование, на основании которого на заседании ПМПК и определяются необходимые мероприятия комплексного воздействия. Для достижения наилучшего результата организована работа с педагогами и родителями. В целях образовательной проводятся мастер-классы, собрания, консультации, метод. пробеги, игры и прочие мероприятия. В нашем детском саду работает "Семейный клуб", где родители в доступной игровой форме получают информацию о речевом развитии детей, о том, как общаться с ними, в какие игры с играть. Родители с удовольствием посещают занятия клуба, общаются, предлагают темы для следующих занятий.