МААМ-картинки

Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР

Олеся Левченко
Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР

«Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР».

Добрый день коллеги!

Я бы хотела представить вашему вниманию тему своего опыта работы:(Слайд № 1) «Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР».

Публикация «Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Сегодня я расскажу вам о криотерапии, одном из направлений, которое мы используем в своей работе.

Материал из данного опыта накапливался в течение года в результате работы с воспитанниками старшего возраста.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.

Данный опыт работы направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР, через такую инновационную здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.

(Слайд № 2) Криотерапия или контрастная терапия– это одна из современных нетрадиционных технологий, включающая в себя игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц мелкой моторики, при которой эффект дает контраст температур.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Все это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведет к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. (Слайд № 3) Еще Владимир Михайлович Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным Мариониллы Максимовны Кольцовой, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

(Слайд № 4) Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи : языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка.

В работе с детьми мы уделяем особое внимание развитию мелкой моторики. Новизна нашего опыта, состоит в использовании игр и игровых упражнений с элементами криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук.

В ходе нашей работы четко обозначилась проблема : необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов. (Слайд № 5) Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель нашей дальнейшей деятельности: внедрение элементов криотерапии на занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

(Слайд № 6) Мы используем игры со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию.

В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.

(Слайд № 7) Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :

• Наличие эпилептического синдрома.

• Миопатия. Непереносимость холода.

• Гипертермическое состояние (субфебрилитет,температураболее38°С).

• Обострение хронических патологий.

• Инфекционные болезни (вирусные,бактериальные).

Методику используют осторожно у часто болеющих пациентов, больных с тяжелым синдромом гиперактивности. Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

(Слайд № 8) Требования к работе по развитию ручной моторики у детей дошкольного возраста с ТНР :

работа должна быть систематичной и постоянной;

работа должна соответствовать возрастным требованиям;

работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

работа должна приносить ребенку радость.

(Слайд № 9) Криотерапия позволяет достичь следующих целей:

стимуляция моторики рук;

– улучшение речевой функции;

– социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);

– дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

– у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

– общее оздоровление организма;

– появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

(Слайд № 10) Для занятий мы используем ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры мы используем специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяем стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).

Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

(Слайд № 11) Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. Детям предлагаем разные виды игр.

(Слайд № 12) К основным из них относятся: «Тает льдинка»,«Ледяные фигурки»,выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам. При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Руки опускают в теплую воду, подносят к грелке. Количествосеансовсоставляет10-12.

От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время. Применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

(Слайд № 13) Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Данная технология приводит к улучшению речи, повышает качество произношения. У воспитанников, помимо речевой функции повышается внимание, память, мышление, улучшается моторика пальцев рук, помогает улучшить запоминание новой информации. Игры со льдом очень нравятся детям.

(Слайд № 14) Ведем работу по обучению родителей. Проводим родительские дни, собрания, осуществляем мастер-классы, рассказываем, как правильно проводить терапию, какие игры можно предложить детям. Это позволяетродителямделатькриотерапиюсамостоятельно,неприводякосложнениям.

(Слайд № 15) На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Обычно игры со льдом очень нравятся детям. Данные виды работы не требуют больших затрат времени. Их можно проводить перед завтраком или после него, а также в любое свободное время.

(Слайд № 16) Систематическая работа в данном направлении позволила нам достичь следующих положительных результатов:

дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

у детей легче происходит развитие изобразительных и графических

умений;

развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым

развитием;

повышается интерес детей к занятиям, положительный эмоциональный настрой.

(Слайд № 17) Несмотря на наш небольшой опыт, мы рекомендуем вам использовать криотерапию в работе, и вы сами убедитесь в безграничных ее возможностях.

Будем рады, если данный метод вы будете использовать в играх с детьми для коррекции речевых нарушений.

(Слайд № 18) А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_jmg78.pptx | 9490,58 Кб
 
Публикации по теме:

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки» Многофункциональная дидактические игра "Веселые фрутокрышки". Практически все родители балуют своих детей вкусными фруктовыми пюре. А вот.

Рамки для развития мелкой моторики дошкольниковРамки для развития мелкой моторики дошкольников Сегодня я хочу поведать о том с помощью чего можно развивать мелкую моторику рук и пальцев дошкольников. Начинать это нужно как можно раньше,.

Способы развития мелкой моторики у дошкольниковСпособы развития мелкой моторики у дошкольников «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Мелкая моторика - совокупность скоординированных.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отметил :"Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,образно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Криотерапия и её значение для активизации мелкой моторики и стимуляции развития речи у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 10 марта 2023 в 10:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД