татьяна малая
Конспект занятия «Кубань — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кубань – моя малая Родина».
Цель: Расширять представление детей о Родине, воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; закрепить понятие «Родина».
Задачи:
1. Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи.
2. Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Публикация «Конспект занятия „Кубань — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья; посуда: чугун, макитра, глэчик, маслобойка, самовар, ложка; сундук, лавка, печь.
Содержание организационной деятельности.
Вводная часть.
1. Организационный момент.
Моя любимая земля –
Это реки и поля,
Это горы и леса,
Всюду птичьи голоса.
Папа, мама, брат и я,
Детский сад, мои друзья,
Город, милые края –
Это Родина моя.
Ласковое солнышко
Ты согрей меня,
Родина – Россия,
Я люблю тебя!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?О каком уголке земли написал поэт эти стихи?
Ответ детей (говорится о Родине, о месте, где мы родились и выросли).
Воспитатель: Молодцы, ребята, а как вы считаете, что такое Родина? Как вы понимаете слово Родина, и что она для вас значит?
Дети: (Родина -это дом, где мы живём, где живут наши родственники –мама, папа, дедушка, бабушка. Это там, где наш детский сад).
Воспитатель: А как думает, Миша? Кто хочет дополнить? Вика, выскажи свои предположения.
Кира, а твое какое мнение?
Воспитатель: Я полностью с Вами согласна. Родина – это мама, родной дом, улица, наш край, где у нас много друзей. Если нам плохо, мы идем к маме за помощью, если мы далеко от дома, мы скучаем, нам хочется скорее вернуться домой. Наша любимая маленькая Родина – это Кубань, а большая, великая Родина – это Россия. Мы должны гордиться тем, что живем в такой большой, замечательной стране, как Россия. Кто мне подскажет, как называется наш край?
Ответ детей (Краснодарский край).
Воспитатель: верно. А поселок, в котором мы живём?
Дети (Псебай).
II. Основная часть.
Воспитатель: велика и красива наша Родина! Есть в её наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Ребята, как вы думаете, а почему нашу малую Родину называют – Кубанью?
Дети: (Потому что по Краснодарскому краю протекает река Кубань).
Воспитатель: Все согласны или есть другие мнения.
Воспитатель: на Кубани живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, виноградари, рабочие заводов и фабрик, ученые и спортсмены, художники и поэты.
Воспитатель: Кто мне подскажет, есть ли на Кубани главный город – столица Краснодарского края?
Дети: (главный город Кубани -это город Краснодар)
Воспитатель: верно ребята. Город Краснодар-столица кубанской земли. Он был основан очень давно казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины II. Она подарила казакам кубанские земли в благодарность за усердную службу, вот почему главный город казаков получил название Екатеринодар. Город быстро рос и строился, горожане очень любили его, считали самым красивым городом. Поэтому, дали ему имя Краснодар. Большая река Кубань протекает по Краснодарскому краю. Кубанскую землю называют Жемчужиной России.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как жили казаки?
Ответ детей.
Воспитатель: Ну, тогда нам нужно совершить небольшое путешествие на конях.
Физминутка "Конь"
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
Казачка – воспитатель: (накидывает платок на плечи).
-Здравствуйте, хлопчики и девчата! Я всегда очень рада гостям! С удовольствием расскажу вам, как живут казачьи семьи.
Казачка: Ребята, а вы знаете, как называлась и из чего сделана жилье казаков?
Дети: (Жили казаки в хатах (курень, которые строили из природных материалов. Каркас хаты делали из прутьев, обмазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался, пол тоже заливали глиной. После белили хату внутри и снаружи, чтобы было чисто, красиво и светло).
Казачка: А как вы думаете, какие постройки во дворе располагались?
Дети: Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служила плетень из хвороста или камыша).
Выскажи свои предположения Артем? А что хочет добавить Леша? А сейчас дополнит Кира.
Казачка. Ребята, а может вы знаете кто был главой в казачьих семьях (казак). Открою вам секрет….
А как выдумаете, чем же занимались казаки?
Дети: (Они работали в поле, добывали пищу для семьи, а самое главное -охраняли границу от врагов. Его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду).
Казачка: Мои друзья, приглашаю вас в хату.
Казачка: (подводит детей к столу) Ребята Вы, наверное, удивлены – сколько здесь много необычных предметов. Я уверена, что вы их без труда назовете. Для приготовления еды у меня есть - …. Дети: (чугунок)
Казачка: А что же в нем можно приготовить?
(Ответ детей).
Казачка: Полностью с вами согласна - каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Как вы думаете, а где я молоко храню.
Дети: (Глэчик).
Есть какие-то версии?
Казачка: Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. А в чем я чай грею?
Что бы угостить гостей чаем мне необходим…. (самовар), полностью с вами согласна.
Казачка: А что за необычный предмет у меня в руке? Вика, покажи нам, как им пользоваться (Молодец, справилась с заданием).
Казачка:Ребята, а кто мне сможет помочь сохранить продукты? Как мне это сделать?
Дети: (в горшке макитра)
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрынке, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нём?
Марьям, твое мнение? Миша, твои предположения?
Дети: ответ детей.
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом.
Казачка: Ребята, а кто нам расскажет, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: (С уважением относиться к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину).
Казачка: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
Казачка: Молодцы, ребята. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.
Казачка: Ну вот, ребята, теперь вы много знаете о жизни казаков. А вы знаете поговорки о казаках?
Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Казачка: Молодцы, ребята, много назвали пословиц и поговорок.
Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Никогда не забывайте своих предков, помните о них.
Наша встреча подошла к концу. Ребята, что вам запомнилось? Что нового вы узнали?
Сегодня хлопчики: Артем, Ярослав…. были очень активные и рассказали нам из чего казаки строили хату. А девчата…. нас очень удивили своими познаниями казачьей утвари. Я была удивлена вашими знаниями пословиц и поговорок.
А на память о нашей встрече, я хочу достать из своего сундука казачьи костюмы, которые вы с мамами украсите и принесете в группу, и мы сделаем выставку.