Приложение МААМ

«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста

Екатерина Новикова
«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности – познавательной беседы

Тема «Кунгур-чайная столица»

Цель: расширение представлений детей о родном городе.

Задачи:

• Конкретизировать знания детей об архитектурных достопримечательностях города.

• Формировать представления детей об истории родного города, как «чайной столице», о полезных свойствах чая, традициях кунгурского чаепития.

Публикация «„Кунгур — чайная столица“, Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Способствовать воспитанию у детей чувства гражданственности, умение ценить и беречь красоту малой Родины.

Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы: подготовительная группа дошкольного образовательного учреждения.

Тип организованной деятельности: НОД (непосредственно образовательная деятельность) - познавательная беседа.

Используемое оборудование:

• мультимедийный проектор, экран;

• презентация «Кунгур-чайная столица»;

• посылка с фотографиями города Кунгур и чайными принадлежностями;

• мешочек с чайными принадлежностями;

• шаблоны тепловых аэростатов, цветные карандаши;

• карта города;

• почтовый конверт.

Содержательная часть:

- Ребята, к нам в город пришла посылка из далекого Китая. Давайте посмотрим, что там. (Достают из посылки старинные фото города Кунгура, карту чайного пути и чайные принадлежности, рассматривают и называют предметы.)

- Интересно, как эти предметы связаны между собой? Ребята, как вы считаете? (ответы детей) Молодцы, вы правы.

- В далекие времена Кунгур называли «Чайной столицей России». Давайте попробуем разобраться, как история нашего города связана с чаем. А поможет нам Вика.

- Вика: Кунгуру много лет, у него есть своя история, которая напоминает нам о прошлом красивыми зданиями, памятниками, традициями. Ребята, о каких старинных зданиях, памятниках вы знаете, назовите их? (ответы детей). Молодцы, а теперь давайте посмотрим на эти здания (демонстрация слайдов презентации, остановка на слайде с изображением памятника русскому самовару).

- Посмотрите, ребята, в нашем городе установлен памятник самовару, но не просто так. А потому, что Кунгур действительно называют «чайной столицей». Много лет назад в Кунгуре жили известные купцы Алексей Семенович Губкин, Александр Григорьевич Кузнецов, Михаил Иванович Грибушин (демонстрация портретов купцов на слайде).

- Педагог: Кто же такие купцы? (ответы детей). Да, купцы – это люди, занятые в сфере торговли. Они занимались продажей чая и превратили его из дорогого заморского напитка, доступного только богатым, во всеобщее российское достояние. Чай мог купить любой житель города.

- Вика: Алексей Семенович Губкин и Михаил Иванович Грибушин привозили чай из Китая и продавали по всей России. Александр Григорьевич Кузнецов – внук Алексея Семеновича Губкина. Который продолжал его дело долгие годы.

- Педагог: Спасибо, Виктория, за ценную информацию.

- Алексей Семенович, Александр Григорьевич и Михаил Иванович кроме того, что продавали чай, вносили большой вклад в обустройство нашего города. На их деньги строились здания и церкви Кунгура, они помогали детям, оставшимся без родителей, и детям из бедных семей.

( Показ презентации:

Михаило-Антонино-Кирилловский сиропитательный дом для мальчиков-сирот и детей из бедных семей был открыт по инициативе М. И. Грибушина. Кунгурский купец-чаеторговец выделил деньги на строительство здания и на функционирование учебного заведения. В здании приюта сейчас располагается средняя общеобразовательная школа № 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных.

Особняк М. И. Грибушина. Дом в котором жил М. И. Грибушин был построен в 1867 году. В настоящее время здесь находиться Кунгурский роддом.

Чаеразвесочная фабрика М. И. Грибушина. В 1870-е годы на углу улиц Киттарская (ныне Карла Маркса) и Александровская (Труда) было построено каменное двухэтажное здание чаеразвесочной фабрики. В настоящее время – Дом детского и юношеского туризма и экскурсий

Успенская церковь (недействующая). Во второй половине XIX века на средства Михаила Ивановича Грибушина была перестроена колокольня Успенской церкви. Успенский храм в Кунгуре был самым просторным и богато украшенным. Долгое время здесь находилась детская спортивная школа.

Елизаветинская рукодельная школа для бедных девочек-сирот построена на средства А. С. Губкина. С 1926 года здание занимает Кунгурское педагогическое училище.

Кунгурское техническое училище. В конце XIX века это учебное заведение было единственным на Урале, которое готовило техников. Училище изготавливали разную продукцию: токарные, сверлильные станки, ручные молотилки, винтовые и колесные дрели и др. На базе мастерских Губкинского технического училища возникло предприятие, сейчас известное как Кунгурский машиностроительный завод.

Усадьба купца А. С. Губкина. С 1936 года – детский дом. В настоящее время – Центр психолого-медикосоциального сопровождения города Кунгура.

Ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. На средства А. С. Губкина построен третий корпус – под приют для девочек-сирот.

Благовещенская церковь. А. С. Губкин пожертвовал деньги на украшение храма.

Никольская церковь. Большая часть материалов и денег для переустройства была получена от А. С. Губкина. Ныне существующий пятиглавый храм сооружен в 1894–1917 годах над могилой известного купца-чаеторговца А. С. Губкина. Строительство велось на средства внука и наследника Алексея Семеновича – А. Г. Кузнецова.)

- Как много сделано для нашего города этими купцами, и все благодаря чаю. Кто из вас любит чай? Какими свойствами он обладает? (ответы детей). О чае нам расскажет Слава.

- Слава: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение, делает нас здоровыми, т. к. в нем много витаминов.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

- Педагог: Спасибо, Слава, теперь благодаря тебе мы больше узнали о пользе этого чудесного напитка.

- А сейчас представьте, что сами пьете чай. Физкультминутка «Я чайник — ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд (шагаем на месте,

Я всем напоказ выставляю живот (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо,

Я чай кипячу, клокочу и кричу (хлопаем в ладоши) :

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу (прыжки на месте!

- Купцы-чаеторговцы тоже знали о пользе чая и каждый день пили его в кругу своих семей. К столу подавали вкусное варенье, мед, ароматную и свежую выпечку. Давайте представим, как это могло выглядеть, и выполним упражнение «Доскажи словечко», я буду говорить фразу, а вы должны ее закончить:

Я хотел устроить бал.

Я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Ножи, тарелки, вилки тут.

Но что-то гости …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

- Упражнение «Чудесный мешочек». Попробуйте отгадать, что лежит в мешке (дети по одному отгадывают, какие чайные принадлежности спрятаны в мешке, рассказывают об их предназначении).

- Молодцы, вы отгадали все предметы! А для чего они нужны? Конечно, они могут понадобиться для заваривания чая. Давайте положим эти предметы в посылку, которую отправим в Китай. Жители этой далекой страны прислали нам свои чайные принадлежности, а мы подарим им предметы, которые используются в России. Кроме того, посуда изготовлена в нашем городе. Кто может сказать, где в Кунгуре можно найти эту посуду? (ответы детей) Правильно, в «Гончарной лавке». Это одно из интереснейших мест современного города, куда часто заходят гости Кунгура.

- И сегодня кунгурские улицы хранят память о славных купцах - чаеторговцах. Как и в старину, радуют глаз прохожих красивые здания, построенные когда-то на все те же «чайные» доходы. О былой славе чайного города можно узнать в музее истории купечества, расположенном в здании Малого гостиного двора. В сквере у краеведческого музея установлен памятник купцу Губкину. Именем Губкина также названа ежегодная традиционная осенняя ярмарка, которая собирает торгующий люд не только со всего Пермского края, но и с соседних территорий (рассказ сопровождается презентацией).

- Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный, кто больше запомнил названий зданий нашего города.

Упражнение с перфокартами «Здания Кунгура»

- Ребята перед нами лежит карта с различными зданиями. По карте будет двигаться воздушный шар, но пролетать он должен только над зданиями нашего города. Будьте внимательны! Когда мы выполним упражнение, то увидим, в какую страну улетит наш шар. (Китай)

- Вы настоящие знатоки родного города. Как вы думаете, почему по нашей карте до Китая летел именно воздушный шар, а не самолет? И какой праздник-соревнование, проходящий каждое лето в Кунгуре, связан с ним? («Небесная ярмарка Урала»). Вы правы, в воздухе над нами летает множество воздушных шаров или, тепловых аэростатов. Какие названия аэростатов вы встречали (ответы детей? Изготовлен даже тепловой аэростат под названием «Чайный путь» (демонстрация аэростата на экране).

- У каждого из вас есть шаблон теплового аэростата. Украсьте их изображениями самых красивых зданий или памятников, какие бы вы хотели показать гостям нашего города (дети разрисовывают шаблоны).

- Ребята, что вы узнали нового из истории своего родного города? Что вы расскажете жителям Китая? (Ответы детей).

- Давайте напишем ответное письмо, в котором расскажем друзьям из Китая о нашем старинном городе! Как это можно сделать? (предложения детей).

- Конечно, мы можем прикрепить свои аэростаты на карту нашего города. Эту карту мы вложим в конверт и отправим в Китай, чтобы жители этой далекой страны узнали, что Кунгур еще и очень красивый город, и пригласим их к нам в гости на празднование 350-летия.

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 2 (продолжение) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2013 в 17:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Кунгур — чайная столица». Конспект занятия по краеведению для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Новикова (УИ 86352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД