Надежда Бушкова
«Кушеч шочмо эл туналеш? (С чего начинается Родина?)» Музыкально-познавательное занятие в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кушеч шочмо эл туналеш? (С чего начинается Родина?)
Подготовили и провели: воспитатель 1-й кв. категории - Бушкова Н. Г., воспитатель - Иванова И. Г., музыкальный руководитель – Москвичева Л. А.
Цели:
1) Формировать у детей нравственно-патриотические качества;
2) закрепить знания о родном крае; о марийских народных музыкальных инструментах, играх, танцах и песнях;
3)воспитывать чувство любви и гордости за свою республику, свой марийский народ.
Публикация «„Кушеч шочмо эл туналеш? (С чего начинается Родина?)“ Музыкально-познавательное занятие в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель и дети в марийских костюмах заходят в группу под музыку. В течение всего мероприятия на экране появляются слайды по содержанию занятия.
В: Ребята, у каждого человека на огромной планете Земля есть место, где он родился и вырос, в народе его просто и мудро называют Родина. Это деревня, село или город, где он появился на свет. Каждому человеку дорог сой дом, своя улица, своя деревня. Как вы думаете, почему?
- Потому что в деревне всё знакомое, близкое. Знаешь каждое дерево, пруд, где можно порыбачить, искупаться; полянку в рощице, где растут ягоды и грибы. Здесь живут твои родные, друзья, соседи. Здесь ваш детский сад, школа, куда вы скоро пойдёте учиться.
-- Как называется наше село? (Нурма) Это наша малая родина, здесь наш дом, наши родители.
-- Как называется наша республика? (Марий Эл)
В: --Так ласково называет народ мари свою Родину. В ноябре нашей республике исполнилось 93 года. Сейчас мы с вами послушаем гимн РМЭ – это торжественная песня, которая является музыкально-поэтической эмблемой каждого государства, каждой республики. Гимн исполняют в особых, торжественных случаях: во время государственных праздников, в начале очень важных собраний, на открытии крупных спортивных соревнований. Гимн надо слушать всегда стоя. Давайте встанем и послушаем гимн РМЭ.
(Звучит гимн Республики Марий Эл)
-- Этот гимн о нашей славной республике. Есть много других красивых песен, стихов о родном крае, а есть ещё пословицы. Сейчас ребята нам назовут марийские народные пословицы.
Степан: Шочмо мланде чылалан шерге. (Родная земля всем дорога).
Ваня: Шке мландын кормыж рокшат шерге. (Своя земля и в горсти мила).
Даша В. : Шочмо-кушмо верым айдеме огыл, янлыкат ок мондо. (Родной край не только человек, но и зверь не забывает).
-- Кто из вас скажет, в каком районе мы живем? (Медведевском)
-- А сколько всего в МЭ районов? (14)
В. : В марийской республике проживают люди разных национальностей : марийцы, татары, русские, чуваши, удмурты и многие другие. Но коренными жителями является марийский народ, он говорит на марийском языке, поэтому наша республика так и называется – Марий Эл.
-- А вы знаете, как называется столица нашей республики? (Йошкар-Ола)
-- Какие ещё города есть в МЭ? (Волжск, Козьмодемьянск, Звенигово)
-- Самый старый город? (Козьмодемьянск)
-- Самый молодой? (Звенигово)
-- У каждого народа свои песни, свои традиции, свои костюмы, народные музыкальные инструменты. И костюмы с вышивками, и песни народа мари связаны с природой, с землей. Ведь народ марийский всю свою жизнь работает на земле, ему близки пение птиц, журчание ручьев – вся родная природа. Слушая щебет птиц, марийцы сами сочиняли песни. Сейчас Миша Р. Нам прочитает стихотворение об этом.
Миша Р. : Ныжыл мари муро гае
Шочмо мландем, вер-шорем.
Тыйын пелен чонлан сае,
Улат илыш шулдырем.
В. : Ребята средней группы споют нам марийскую песню «Модына веселан».
(Песня «Модына веселан»)
-- А теперь старшая группа исполнит танец парами.
(Марийский парный танец)
Кристина Д. : Шочмо мланде, шочмо вер,
Ужарала волгалтат.
Эн куатле, эн чевер
Мыланемже тый улат!
В. : Теперь марийскую песню «Икыт, кокыт» споют дети старшей группы.
(Песня «Икыт-кокыт»)
-- Мальчики и девочки средней группы покажут свой танец.
(Танец «Сырена – огына»)
-- Спасибо вам, ребята, за красивые песни и танцы. Посмотрите на нашу выставку: яркие вышивки, красивые платья, расписные платочки. Всё это сшито и вышито руками умелых марийских мастериц. Это очень кропотливый труд – вышивать и шить. Но наш народ умеет не только отлично работать, но и весело отдыхать, играть, даже с вышитым полотенцем мастера и мастерицы умели поиграть. Давайте и мы вспомним старинную марийскую игру «Шортньо капка».
(Игра «Шортньо капка»)
-- Посмотрите, какие интересные музыкальные инструменты есть у народа мари: деревянные ложки, свистульки, дудки, тумыр.
-- Теперь поиграем в игру с тумыром.
(Игра с тумыром)
-- Сегодня мы узнали много нового и интересного о нашем родном крае, о его людях. Куда бы мы ни уехали отсюда, мы всегда будем сюда возвращаться, ведь родина, как и мать – одна на всю жизнь. И мы не зря сравниваем родину с матерью : они подарили нам жизнь, без мамы и родины человеку очень трудно жить на свете. Я хочу поздравить наших гостей, мам, бабушек, воспитателей, с наступающим праздником – Днём Матери. Будьте всегда здоровы, красивы, счастливы. Этот музыкальный подарок – для вас! (Игра на ложках, свистульках)
-- На память о нашем необычном занятии мы дарим всем ребятишкам красивую медаль с марийским орнаментом, чтобы вы всегда любили свой родной край, берегли его и гордились им. Спасибо родителям за помощь, оказанную в подготовке этого занятия.